Найти в Дзене
Строительный мир

Крупнейшая в мире АЭС и скоростная железнодорожная магистраль – масштабные зарубежные проекты российских компаний

Оглавление

В последней публикации за 2021-й «Строительный мир» отметил наиболее знаковые и крупные проекты, завершившиеся в прошлом году в нашей стране (ссылка в конце). В этом материале мы хотели обратить внимание на масштабные многомиллиардные стройки, которые российские компании успешно ведут в настоящее время на территории других государств.

Белорусская АЭС

В Белоруссии продолжается строительство второго блока атомной электростанции, расположенной на северо-западе страны. Возвести объект планировали еще при СССР — соответствующие документы разрабатывались в 1970-х. Однако в конечном итоге на фоне чернобыльской катастрофы и общественного возмущения от проекта решили отказаться.

© Денис Носов / Wikimedia Commons / Public Domain (Макет Белорусской АЭС)
© Денис Носов / Wikimedia Commons / Public Domain (Макет Белорусской АЭС)

Основательно к вопросу вернулись уже в новом столетии. Причем Минск к строительству станции изначально хотел привлечь США и КНР; о готовности участвовать в кампании заявлял и ряд европейских игроков. В результате, в 2011-м соглашение о сотрудничестве в этом направлении было подписано с Москвой; договор предусматривал выделение кредита в размере $10 млрд. В тот же год на площадке развернули подготовительные работы.

Первые киловатт-часы электроэнергии блок №1 начал выдавать в единую энергосистему страны в ноябре 2020-го, а спустя два месяца вышел на полную проектную мощность; в июне 2021-го его ввели в промышленную эксплуатацию. Второй аналогичный объект начали возводить в 2014-м; в конце прошлого года объявили о завершении загрузки в реактор ядерного топлива — энергетический пуск намечен на ближайшие месяцы. Общая мощность АЭС составит 2,4 ГВт.

АЭС «Куданкулам»

Еще один крупный заграничный проект «Росатома» — самая большая атомная электростанция Индии, строящаяся на юге страны с 2002 года. Интересно, что определенные договоренности о ее возведении были достигнуты Москвой и Дели еще в 1988 году, но по ряду причин старт постоянно откладывался. Первые два энергоблока ввели в промышленную эксплуатацию в 2014-м и 2016-м гг. соответственно.

© Reetesh Chaurasia / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (АЭС "Куданкулам")
© Reetesh Chaurasia / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (АЭС "Куданкулам")

В 2017-м началось строительство блоков № 3 и №4, а в прошлом году — еще двух аналогичных объектов. Первый бетон в фундаментную плиту здания реактора пятого энергоблока залили в июне, а блока №6 — 20 декабря. Мощность станции после полного ввода в эксплуатацию, намеченного на 2025 год, составит 6 ГВт.

АЭС «Тяньвань»

Эту атомную станцию называют крупнейшим объектом российско-китайского экономического сотрудничества. Первые два энергоблока в районе города Ляньюньган запустили в 2007 году, а через одиннадцать лет — блоки № 3 и № 4. Пятый и шестой КНР возводила по своему проекту — их ввели в 2020-м и 2021-м гг. соответственно. А блоки № 7 и № 8, сооружение которых стартовало в мае прошлого года, вновь будут построены с российскими реакторами ВВЭР.

© Госкорпорация "Росатом" / rosatom.ru (Строительство Тяньваньской АЭС)
© Госкорпорация "Росатом" / rosatom.ru (Строительство Тяньваньской АЭС)

Завершить проект предполагается к 2028 году, после чего суммарная мощность АЭС составит около 9 ГВт; по этому показателю она станет крупнейшей атомной электростанцией в мире.

И еще пять стран

Помимо вышеупомянутых кампаний, при участии «Росатома» реализуется еще несколько знаковых проектов:

  • В Турции продолжается строительство АЭС «Аккую» — в марте 2021-го первый бетон залит на объектах третьего энергоблока. Блок №1 предполагается ввести в эксплуатацию в 2023 году. Всего на станции будет четыре энергоблока с российскими реакторами типа ВВЭР-1200. В настоящий момент на площадке трудится порядка 13 тыс. человек; задействовано около 1000 единиц разнообразной спецтехники.
© Госкорпорация "Росатом" / rosatom.ru (Строительство АЭС "Аккую")
© Госкорпорация "Росатом" / rosatom.ru (Строительство АЭС "Аккую")
  • По аналогичному проекту будет построена и первая атомная станция в Египте — в декабре 2021-го на площадке в городе Эд-Дабъа стартовали подготовительные работы. Соответствующее соглашение между двумя странами было подписано в 2015 году.
  • С некоторыми задержками, связанными в первую очередь с финансовой стороной вопроса, продолжается реализация проекта Бушерской АЭС в Иране — ведется строительство блока № 2 и осуществляются подготовительные работы к бетонированию фундамента блока № 3. В декабре 2021-го Тегеран погасил перед Москвой задолженность за возведение первого энергоблока.
  • С 2017 года на западе республики Бангладеш идет строительство двухблочной атомной станции «Руппур» с реакторами ВВЭР-1200. Завершить проект в подокруге Ишварди планируется в течение ближайших двух лет.
© Госкорпорация "Росатом" / rosatom.ru (Строительство АЭС "Руппур")
© Госкорпорация "Росатом" / rosatom.ru (Строительство АЭС "Руппур")
  • В 2021 году стартовал очередной совместный проект России и КНР — строительство АЭС «Сюйдапу». При участии «Росатома» будет построено два из шести энергоблоков; остальные четыре возведут с американскими двухконтурными водо-водяными реакторами АР1000.
  • В Боливии «Росатом» продолжает строительство уникального для Латинской Америки объекта — Центра ядерных исследований и технологий (ЦЯИТ), предназначенного для нужд здравоохранения, сельского хозяйства и других отраслей.

ТЭС «Сирик»

Строительство ТЭС мощностью 1,4 ГВт в провинции Хормозган — еще один энергетический проект России в Иране, запущенный в июне 2021 года президентом исламской республики Хасаном Роухани. Возведение станции, которая будет работать на природном газе, обойдется в €1,4 млрд, 85% из них — госкредит со стороны Москвы.

© minenergo.gov.ru (Торжественная церемония открытия строительной площадки ТЭС "Сирик" в 2017 году при участии министра энергетики РФ Александра Новака)
© minenergo.gov.ru (Торжественная церемония открытия строительной площадки ТЭС "Сирик" в 2017 году при участии министра энергетики РФ Александра Новака)

Договоренностей относительно строительства объекта страны на уровне глав государств достигли еще в 2015-м. А через два года в торжественной обстановке на площадке произвели закладку символического камня. Но работы тогда не были начаты по ряду причин, включая позицию подрядчика — ИК «Технопромэкспорт», потребовавшего дополнительного финансирования в размере €250 млн. В дальнейшем российская сторона сменила компанию, приступив в прошлом году к реализации проекта. После ввода в эксплуатацию, который ожидается к 2026 году, ТЭС будет обеспечивать электроэнергией регионы юга и юго-запада Ирана.

Железные дороги Сербии

В Сербии усилиями «РЖД Интернешнл» в сложных геологических условиях завершается реализация крупнейшего железнодорожного проекта на юго-востоке Европы — первой скоростной магистрали в стране, которая является частью линии «Белград – Будапешт». Российская компания ведет работы на участке «Стара Пазова – Нови Сад» протяженностью свыше 40 км, где составы смогут развивать скорость до 200 км/ч.

В 2021 году уложили финальное звено верхнего строения пути, а также раньше намеченных сроков достроили два сложнейших объекта — тоннель Чортановци и виадук в пойме Дуная. Первое сооружение, состоящее из двух параллельных стволов протяженностью около 1 км и шириной 8 м каждый, строили чуть больше трех лет — проходка одновременно велась с обеих сторон с применением передовых технологий. Виадук (3 км), расположенный на выезде из тоннеля, строили с 2017 года. Высота его опор достигает 26 м. Пролетные конструкции проектировали и изготавливали в России.

Общая стоимость строительства этих двух объектов составила около $340 млн. Было использовано порядка 15 тыс. тонн арматуры и более 300 тыс. тонн высококачественного бетона. Новая дорога позволит сократить путь от сербской столицы до Нови-Сада до считанных минут.

Помимо этого «дочка» РЖД ведет реконструкцию 26-километрового участка от Суботицы в сторону венгерской границы. После завершения работ поезда смогут развивать скорость на этом направлении до 120 км/ч.