Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Стоя на углу улиц Bastioni di Porta Nuova и via Melchiore Gioia, мы смотрели на самое высокое здание в Италии - Torre Unicredit. Высота здания, построенного в 2012 году - 231 метр. Для сравнения - самое высокое здание в Европе - Лахта-центр в Санкт-Петербурге, ровно в два раза (снова удивительное совпадение!) выше - 462 метра, на втором месте - московская башня "Федерация" - 374 метра. Шестое место в Европе занимает лондонский Шард -309,6 метра, на который мы с женой и дочерью поднимались в июле 2017. Это самое высокое европейское здание за пределами России. С 1953 по 1990 годы самым высоким в Европе было главное здание МГУ - 240 метров. Если же говорить о мире в целом, то пальму первенства держит дубайская башня Бурдж-Халифа - 828 метров. Европа же далека от передовых позиций - питерская высотка занимает лишь шестнадцатое место. Среди первых пятнадцати только Азия (в первую очередь - Китай) и два нью-йоркских небоскреба.
Повернувшись на 180 градусов и пройдя несколько шагов, перенесемся назад на пятьсот с лишним лет. От передовых строительных технологий начала 21-го века к передовым строительным технологиям конца 15-го. И еще раз напоминаю, что это был день 500-летия со дня смерти Леонардо да Винчи.
Перед нами via San Marco и Conca dell'Incoronata - шлюз, предназначенный для компенсации различия уровней воды между внутренним кругом каналов Милана (Cerchia dei Navigli), опоясывавшим городские стены, и каналом Мартензана, который соединяет город с рекой Адда, протекающей чуть менее чем в 3-х десятках километров к востоку от города.
Шлюз был создан при участии Леонардо да Винчи. Говорят, что здесь впервые была применена новая конструкция шлюзовых воротм (Porta Vinciana), разработанная Леонардо, которая применяется в подобных сооружениях и по сей день.
На карте этих мест, датируемой 1860-м годом, видно как город изрезан каналами, которые служили основными путями сообщения. Кстати, via della Moskova называется на этой "Strada del Ponte di San Teresa", хотя наполеоновские времена уже давно позади.
Мы двинулись дальше и через пару минут вдали показались еще одни ворота, а за ними Torre Diamante - брильянтовая башня, которая, как и Torre Unicredit, построена в 2012 году. Ее высота 140 метров: 30 этажей, не считая 4 подземных.
Следующий архитектурный объект заставил меня очень к месту вспомнить русскую поговорку "смотреть как баран на новые ворота". Это именно Новые ворота (Porta Nuova). А почувствовать себя не самым уважаемым животным меня заставило дежавю, которое я испытал узнав это название. Ведь Новые ворота сегодня у нас уже были! Помните? Между площадью Кавур и улицей Алессандро Мандзони после парка Индро Монтанелли.
Выяснилось, что ворот с таким названием двое. Те, что на площади Кавур - средневековые (Porta Nuova medievale). В разные эпохи у Милана была разная трассировка стен, поэтому встречаются ворота с одинаковыми названиями. Например, есть также Porta Ticinese и Porta Ticinese antica, но они хотя бы находятся на одной линии.
Ворота были построены в 1810-1813 годах (снова эпоха Наполеона) архитектором Джузеппе Дзанойя, который участвовал в проектировании фасада Собора.
Расположены они на piazzale Principessa Clotilde. Принчипесса, то есть принцесса, Мария Клотильда Савойская (1843-1911) - дочь Виктора Эммануила II. Она вышла замуж (1859) за французского генерала и принца Вестфалиии Наполеона Жозефа Бонапарта (1822-1891), известного как Плон-Плон, племянника Наполеона и двоюродного брата императора Наполеона III.
За воротами - одноименный деловой квартал Милана, на самые интересные здания которого мы уже посмотрели. Строительство квартала началось в 2005 году и продлилось около десятилетия. Построен он был на месте заброшенных индустриальных объектов. Заметьте, в Италии не случилось никакой катастрофы подобной распаду СССР. Не было и смены экономической формации, но заброшенных промышленных предприятий к 90-м годам в Милане накопилось немало и это было настоящей головной болью для городских властей. Идея проекта родилась в 1997 году как результат сотрудничества местных и американских девелоперов.
Еще через пять минут мы уже были на площади Республики, где расположена ближайшая к нашему отелю станция метро и вскоре свернули в наш тихий, фешенебельный район на via Aldo Manuzio. Альд Мануций (1449-1515), как его называют у нас - гуманист, издатель и книгопечатник, работавший в Венеции. Знаменит изданием античных авторов.
На углу с viale Тunisia, под небольшим навесом живет пожилая бомжиха. Я, видимо, постеснялся сфотографировать ее место жительства - большой матрас, покрытый тряпьем. Однако, в панорамах улиц Google-карт за май 2019 года его можно разглядеть довольно отчетливо. Я удивился и хотел вставить фрагмент панорамы в свой рассказ, но Гугл, к сожалению, это почему-то запрещает. Итак, Милан - город контрастов.
Еще через несколько минут мы заселились в отель. Две ночи без завтраков нам обошлись примерно в 60 евро.
Отель, в целом, понравился. Приятная обстановка, вежливый персонал, удобное расположение. Wi-fi, правда, работал отвратительно. Начал вспоминать: в Воскресенске, Тобольске, Нижнем Новгороде, Александрове интернет в отеле работает прекрасно, а в Милане - отвратительно. Очень странно. Как-то это противоречит тем стереотипам, которые внушают нам в течение последних трех десятилетий. Хотя, возможно, это чистая случайность. Насколько я помню, в других отелях подобных нареканий не было.
Продолжение здесь.