Найти тему
Александр Ретин

Кто же наш ближний?

Затеяли мы с одним моим другом не спор, а обсуждение.

Храм Сергия Радонежского в с.Комягино Пушкинского р-на Московской области
Храм Сергия Радонежского в с.Комягино Пушкинского р-на Московской области

Поводом для этого послужил тест психолога при приёме на работу. Интервьюируемый сказал, что у него около пяти друзей, настоящих, готовых помочь. Психолог сказал, что такого почти не бывает. Но если бывает, это по-настоящему счастливый человек должен быть.
Так вот. Кто же нам настоящий друг? Помните о милосердном самарянине притчу? Уточню: самарянин для нас-это, скорее, гастарбайтер, причём из какого-нибудь не очень дружественного нам народа. Можно цыгана даже представить, чтобы до конца понять.
И пазл получается затейливый.
В православных кругах очень большое внимание уделяется многодетности. Мол, это благо, государство о тебе позаботится, и вообще ты будешь большой молодец, т.к. Бог тебе много даст, и на лужайку тоже.
На минуточку, вспомним себя, как мы пришли к Богу.
Разве от большого чувства благодарности мы начали ходить в храм?
Да нет, путей всего два обычно.
Первые-это те, кто с детства ходят, уйдя на небольшое время из Церкви в подростковом возрасте, и затем вернувшись (но это не всегда) обратно после успокоения гормонов в голове.
Вторые-это те, кто пришли в горе. Муж пьёт, сын гуляет, или наркоман, экзамен не сдал(а), осудили невинно, да и вообще страшно (умер кто-то близкий).
Много ли мы можем помочь человеку нуждающемуся, пребывая в таком состоянии? Не просто помочь, потому что надо, а так, чтобы его вообще не шокировать своей медвежьей услугой?
Да нет, мы будем это делать фанатично и навязчиво (Богу угодно-значит, надо!). Да, за компанию будем пытаться обратить "неразумного" к вере, а поскольку жизненного опыта мало, в ход пойдут "житейские мудрости", почерпнутые из жизнеописаний Святых, да и вообще: "Где просто, там ангелов дО ста", "Дал Бог зайку-даст и на лужайку". Да, это уровень "Одноклассников", но на бОльшее в начальных стадиях веры человек не способен.
А дальше-"стали они жить-поживать, да добра наживать", детей рожать.
Вопрос чуть меняется: много ли сможет помочь многодетный родитель?
У самого еле на прокорм хватает, работать надо, выходные когда были-не помню, ...
Да и кто в большинстве активных православных прихожан? Люди, как правило, или занимающие рядовые должности ("зато я духовной жизнью живу!"), или более продвинутые по работе, но не разрешившие свои личностные проблемы. Пример-40-летний уже человек, живущий с одинокой мамой. Он же сын единственный, помрёт она без него! Или что-то похожее.
Так вот, это ещё часть ситуации. А другая её часть-это когда активные прихожане начинают устраивать различные благотворительные акции, не имея к этому способностей (начиная с организаторских). Довод "зато мы благо делаем!" тонет в тонкостях удовлетворения амбиций и излишней самонадеянности. Так мы получаем ещё одно интересное явление: не ближнему сделать благо, а через несколько посредников, которые ради благой цели могут сесть на шею и подержаться там. Нет, не ради денег. Деньги им здесь не нужны, здесь именно ощущение, что работа проделана. Правда, те, кого они привлекут, часто сами будут готовы деньгами помочь взамен такой "организации".
И последний риторический вопрос: а могу ли я хотеть взамен хотя бы эмоций каких-то? Да, они будут. Но специфические. Мне они такие будут только грузом дополнительным.
Ну, и немного соберу мысли в кучу.
А кто ближний, если от активных прихожан храма ты побоишься просить помощи?

-2

А ближний, по мне,-это человек, который ещё и добился чего-то в жизни. Который не делит людей на верующих и неверующих. Который не разговаривает на православном жаргоне, который не оцеживает комара, поглощая верблюда. Наверное, он развивается, и позволяет себе быть собой. Он стал личностью,
Можно ли найти таких в храме? Да.
Только впереди после воцерковления ещё годы неофитства. Мне кажется, если человек приходит в храм в зрелом возрасте, он подобен самолёту, которому, допустим, в полёте нужно сменить эшелон и подняться повыше.
А человек, приходящий в храм в юности, похож на самолёт, который только-только разгоняется по взлётной полосе. Чуть раньше начал отрыв-или попал в срыв потока и его начало трясти, или упал. Потому что, как самолёт не набрал скорость для взлёта, так в молодости у людей не хватает развития именно личностного. Поэтому какое-то время сидит в "православных пугалках" о конце света, чипизации, 5G и изречениям "прозорливых старцев". Но это не о личностном росте.

А кто ближний для вас?