Найти тему

Начало приключений с Эрастом Петровичем Фандориным. Впечатление от книги «Азазель» Бориса Акунина.

В книжной серии Бориса Акунина об Эрасте Фандорине для меня сошлись все звезды: классический детектив в сеттинге Российской империи XIX века, написанный на русском языке относительно недавно. Именно такой книжный цикл я загадал, когда влюбился в русскую классику. После долгого пребывания с «Героем нашего времени» и «Мертвыми душами» я захотел чего-нибудь проще и авантюрнее, но обязательно на русском языке и в XIX веке. Когда отыскал книги о Фандорине понял, что это судьба и уже успел заранее к ним привязаться. Однако пришлось еще немного подождать, и вот, когда я прошел через «Войну и мир» и «Преступление и наказание», я готов взяться за приключения Эраста Фандорина, первую книгу «Азазель».

Место действия.

Российская империя второй половины XIX века. Время правления Александра II, либеральные реформы которого преобразовали жизнь всех слоев общества: крестьяне – не знают, что делать на так называемой свободе; горожане – вливаются в общественную жизнь; аристократия – распадается на монархистов, доживающих свой последний век и либералов, идущих на встречу изменениям; формируются преставления о «новом человеке»; интеллигенция наблюдает рассвет русской культуры, в том числе за талантами Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Российская империя в самом ее ярком проявлении: пока культура доживает свой Золотой век, общество постепенно готовится к переменам.

Пожалуй, место действия – это чуть ли не самая ценная часть этих книг. Ведь в отличии от популярной Викторианской Англии, Россия того же времени редко становится местом действия захватывающего сюжета, хотя в истории Российской империи достаточно материала для самых разных жанровых сюжетов.

Даже первая николаевская эпоха и вторая александровская – это два разных сеттинга. Это две разные России.

Представьте время правления Николая I, 1826 – 1855 годы. Николая Павловича запомнили по злополучному восстанию декабристов, которые он жестко подавил; по введенным жандармам, которые милитаризировали страну (за что его прозовут Палкиным); по злосчастному поражению в Крымской войне, которое значительно подорвало положение России, сверхдержавы, что недавно победила Наполеона. А также его запомнили по «эпохе цензурного террора». Николай хотел иметь власть еще и над культурной жизнью страны, поэтому начало его правления ознаменовалось введением пристальной цензуры, с которой лучшие умы того времени (а это пушкинская эпоха, на минуточку) вели борьбу и нередко терпели поражения.

-2

Так, Михаила Лермонтова в ссылку на Кавказ отправил лично император. И «Герой нашего времени» сыграл в этом не последнюю роль. Николай стал читать «Героя» по совету жены и на первых порах был убежден, что Максим Максимыч – тот самый герой нашего времени, у которого Печорину стоило бы поучиться. Поэтому дальнейшее развитие романа императора не устроило. Видимо, идеи молодого писателя шли далеко вразрез с убеждениями Николая Павловича. После дуэли Лермонтова с Барантом царь не колеблясь отправляет поэта воевать на Кавказ, комментируя это так: «Счастливый путь, господин Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову в среде, где сумеет завершить характер своего капитана, если вообще он способен его постичь и обрисовать».

Военная служба николаевской эпохи была нелегкой. В то время все еще существовала рекрутская система, которая, по сути, выбивала из жизни на двадцать лет каждого молодого и здорового мужчину. Причем на службе рекрут не получал никакого образования, даже военного – если ты в дивизии, будь добр, смотри на старших и старайся делать как они.

Более того дедовщина, которую по легендам придумал сам Лермонтов, тогда была широко распространена. Главную воспитательную функцию новичков (что солдат, что студентов) брали на себя «деды» – люди, которые старше тех всего на пару лет. Они и воспитывали в молодежи подчинительность и исполнительность, которую так любил Николай I.

Некогда «Ревизора» Николая Гоголя допустил к сцене лично император. Однако к печати «Мертвых душ» Гоголю пришлось изрядно похлопотать: столкнувшись с отказом в Москве, он (предварительно созвав своих влиятельных друзей) перевез рукопись в Петербург, где несмотря на все свои разъяснения ему поставили жесткие условия – меняешь название на «Похождения Чичикова или Мертвые души» и убираешь повесть о капитане Копейкине, тогда поэма идет в печать. Ради своего главного произведения Гоголю пришлось согласиться изменить название и значительно отредактировать повесть о Копейкине – так «Мертвые души», великую поэму, воспевавшую и обличающую главные проблемы государства, печатали до самой революции.

-3

Что уж и говорить, цензурный аппарат того времени был в руках людей совершенно нерасположенных к русской культуре: произведения табуировались, а их создателей отправляли куда подальше. «Если мне удастся задушить русскую литературу, я буду спать спокойно.» - эту фразу обычно присуждают С.С. Уварову, известному цензору. Фраза явно недостоверна, но феномен николаевской цензуры она описывает сполна.

Николаевская эпоха – это время краха свободной мысли, которую так воспевали декабристы; это время милитаризации страны в угоду одной цели – незыблемости самодержавия.

Но на дворе 1876 год (начало приключений Фандорина). Александр II, любимый первенец Николая, идет по совершенно иному пути, по либеральному. Александр Николаевич осмелиться осуществить долгожданные преобразования, о которых мечтали и декабристы, и его дядя, Александр I– отмена крепостного права (за это его нарекут Освободителем). Также он освобождает от каторги декабристов, переделывает армию, что вскоре залечит рану от Крымской войны победоносной Русско-турецкой, а вместе с тем ослабляет цензуру.

Десять лет назад (1866) стали печататься два величайших русских романа – «Война и мир» и «Преступление и наказание».

«Война и мир» – грандиозное историческое полотно – обращается к недавнему прошлому страны. Первоначально задумывая роман о декабристах, Толстой пишет исполинский текст об эпохе наполеоновских войн и о всей России того времени. В эпопее Толстой рассуждает над событиями минувших лет, обращается к воспоминаниям прошлого поколения, а также дает оценку Александру I и Николаю I, прошлому и настоящему. Николаевская цензура уж точно не допустила бы такой текст, который сам по себе не имеет каноничной редакции и в течение нескольких лет свободно дописывался автором. Роман, который сейчас считается наказанием для всех школьников, в свое время имел колоссальный успех и сделал Л. Н. Толстого главным русским писателем в глазах иностранцев, а «Войну и мир» – романом на все времена.

-4

Пока две части криминального романа Достоевского публикуются, происходит заминка, связанная с покушением на Александра II студентом Карказовым. Чтобы общественность не связывала революционера с образами студентов из «Преступления и наказания», печать отложили. Причем такое совпадение не единственное: перед самым началом публикации московский студент Данилов убил ростовщика и его служанку – преступление широко обсуждалось, причем журналисты сопоставляли Данилова и Раскольникова.

Атмосфера Петербурга Достоевского — это вообще отдельная большая тема. Достоевский, как и Диккенс, запечатлел столицу в самых запоминающихся для читателя томах – серых. Этот город, насквозь пропитанный жарким и затхлым воздухом, где кажется нет места не для кого, кроме как для униженных и оскорбленных. Пока одни студенты своим честным трудом стараются отыскать себе место в жизни и найти справедливость, другие хотят эту справедливость свершить, думая, что, если они пойдут на одно убийство, спасут от смерти многих других.

-5

Такой была организация Народная воля, которая во многом состояла из Раскольниковых.

«Преступление и наказание» наравне с «Войной и миром» становятся главными романами не только своей эпохи, но и всей русской культуры.

Во многом эти произведения повлияли на мир, описанный в приключениях Фандорина. Российская империя, где всегда светит солнце, дамы гуляют с собачками, вокруг которых выстраиваются чинные офицеры в красивых костюмах, вместе с тем, где-то в грязной подворотне, зреет разрушительная революционная идея. Мир на пороге больших перемен контрастен как никогда.

Зачем все это? Мне нравится этот мир, отнюдь невыдуманный, но уже такой далекий. Пока в той же Англии королева Виктория правила чуть ли не весь свой век, наш XIX век был полон ярких событий и явлений, который во многом сформировал нашу сегодняшнюю культуру. Место действия, которое выбрал Акунин для приключений Фандорина, дает возможность обогатить понимание этого времени и немного пожить в нем. Ведь Золотой век русской культуры прошёл под обликом красивых костюмов, великой живописи и музыки. А последняя его треть прибавила ко всему прочему зарождение зрелого общества, способного отстаивать свои права и доносить свои идеи. Однако история подсказывает, что мы не так далеко отошли от этого формирования, то-то еще при Александре II протесты сопровождались стачками с военными.

В это время формировалась значительная часть нашего культурного прошлого и нас самих. Это целый мир, с которым знаком каждый. Это время, когда писали только лучшие книги, когда мир готовился к грандиозным переменам, когда научные открытия совершались едва ли не каждый день, когда расцветали те города, в которых мы сейчас живем.

-6

С атмосферой XIX века знаком каждый из нас.

История «Азазеля».

Сюжет начинается с того, что некий молодой человек соизволил публично застрелиться в Александровском саду. Что делать? Непонятно. Улик нет, дело хотят закрыть как изощренное самоубийство. Но тут в дело вступает Эраст Фандорин, двадцатилетний письмоводитель в сыскном управлении, который волей случая и собственного желания втягивается в очень большую тайну, загадку «Азазеля».

За это приключение произойдет много всего. Герой несколько раз выйдет из таких ситуация, из которых, казалось бы, выхода быть не должно; заведет знакомство с различными влиятельными людьми, которых хорошо знать – мало, их скелеты зарыты в очень далеком шкафу, и вместе с тем он пару раз влюбится, посетит три примечательных города, которые не дадут ему покоя: действия начинается в Москве, а кончается в Петербурге, что было между ними лучше не раскрывать – государственная тайна! (Хотя в какую еще страну XIX века может завести тайный заговор по захвату мира?)

-7

Благородный и удачливый, но еще молодой Эраст Фандорин весь роман разгадывает тайну «Азазеля». Что это?

Азазель — это название древнего обряда «Козла отпущения грехов» и вместе с тем падший ангел, демон пустыни.

Пафосно, не правда ли? Понимание того, что такое Азазель складывается только ко второй половине книги, поэтому раскрывать его не стану. Но стоит сказать, что сюжет загадывает действительно большую загадку, решение которой будет искать Эраст Фандорин и сам читатель. А для детектива это очень крепкая сторона.

Причем детектив этот весьма увлекательный. Здесь, очевидно, нет долгого анализа происходящего, как у Эдгара По – это дело читателя. А действие обрисовано намного живее и разнообразнее, чем у Артура Конан Дойла. Конечно, не совсем правильно сравнивать этих авторов в лоб (По и Дойл – это писатели, создавшие и сформировавшие детективный жанр), но я лишь хочу сказать, что воспринимается первый роман о Фандорине как очень качественное произведение нашего времени. Здесь чувствуется та отработанность построения приключенческого сюжета и то положительное влияние кинематографа, которые делает эту книгу динамичной и атмосферной.

В романе достаточно точные и яркие описания, живые диалоги и разнообразное пространство. В жильё главного героя, например, читатель заглянет всего пару раз – пустая коморка а-ля Раскольников не будет давить своим бедным убранством. Не найдется и времени подробно описывать прежнюю жизнь Фандорина – с ним читатель будет знакомится по ходу стремительной истории. Что уж говорить о местах, где героя поджидает смертельная опасность. Вот, к примеру, сцена в игральном доме, где карточная игра приводит к проверке на фатализм – Печорин обзавидовался бы удачливости молодого письмоводителя. Или, когда под конец романа героя настегают врасплох и хотят испытать на нем всю силу электричества! – в такие моменты оторваться от книги просто невозможно.

-8

Да, не стоит воспринимать это чтение как нечто серьезное просто потому, что здесь изображена историческая эпоха. Это авантюрный детектив, который своей стилистикой обязан, как и многим классическим произведениям (текст здесь отсылает к стилю русских классиков), так и достижениями современного кино (динамика и некоторые сюжетные ходы – это явное влияние приключенческих фильмов).

Но в месте с превосходным, на мой взгляд, развлечением, роман еще успевает быть полезным. С помощью этих книг я намерен укреплять изученные темы по истории и лучше разбираться в эпохе.

Хотя, по сути, разная, даже только зародившейся, симпатия к истории делают эту книгу увлекательной. Тем более как я уже сказал XIX век – это целый мир, с которым знаком каждый.

Интересен цикл об Эрасте Фандорине еще и тем, что автор поставил задачу исследовать жанр детективный жанр. Таким образом, каждая книга – это новый жанр. К примеру, «Азазель» – это конспирологический детектив. Этот замысел, как мне кажется, полностью оправдывает наличие еще 13 книг в этом цикле.

Главный герой.

Эраст да Эраст. Кто он такой и почему этот человек достоин звания прирожденного сыщика и целых 14 книг?

-9

Эраст Петрович Фандорин в самом начале – чиновник 14-го класса, «в третий раз переписывающий недельный отчет». В девятнадцать лет остался круглым сиротой – от обанкротившегося отца ему остались немного векселей, старые отцовские «друзья», отечество да фамилия, а от матери – ничего. Так и остался девятнадцатилетний Эраст с ничем: не успел закончить гимназию (оставшись только при домашнем образовании), как самому приходится искать кусок хлеба. Вот и занесло его в полицию. На первом выездном деле, убийство старухи-купчихи, Эраст не выдержал, позеленел и «по стеночке, по стеночке во двор».

Тоже мне великий сыщик! Что если я скажу, что этот Эраст еще втайне гордиться укладкой своих волос и во всю пользуется купленным с зарплаты «Лордом Байроном» – это новейший корсет из китого уса «для мужчин желающими быть стройными». Вот пижон!

Но на самом деле образ главного героя рисуется довольно приятный: молодой, статный человек, который впутывается в такие неприятности, какие сделают из любого благородного мужа бывалого сыщика. Хотя в общем-то Эраст еще не имеет четких черт характера (молод еще, но по ходу романа повзрослеет), у него еще нет нужного жизненного опыта, свое первое дело он распутывает по различным стечениям обстоятельств, во многом благодаря благосклонной фортуне. Однако большой сыскной талант у Фандорина уже видится. Например, он довольно скрупулезно подходит к делу, по сути, кроме работы в жизни Эраста ничего и нет, а дело «Азазаля» требует максимальной сосредоточенности.

-10

В целом, это история о становлении героя. Молодого Фандорина формируют опытные люди, которые становятся его проводниками в сыскной мир – таким является Ксаверий Феофилактович Грушин – следственный пристав Сыскного управления, относящийся к нему по-отечески, и Иван Францевич Брилинг – статский советник, специальный следователь, чиновник особых поручений при шефе жандармов и начальнике Третьего отделения, короче, действительно большого человека в своем деле. Причем именно от Брилинга Фандорин после принимает многое. Кроме учителей, само дело дает ему возможность преобразиться – если кратко, то в сюжете ключевую роль играют педагоги. А еще любовь, куда же без нее.

Фандорин здесь еще совсем молод, но по ходу сюжета он проходит свое боевое крещение и вместе с тем взрослеет.

Будет не секретом сказать, что дело «Азазаеля» он в итоге распутывает и становится настоящим героем. Я в ту пору привязался к герою и зная, что вторую книгу начну нескоро, отложил последнюю шестнадцатую главу, «в которой герой прощается с юностью». Однако прочитал я ее уже при написании этого текста. Видимо, я тогда что-то почувствовал, ведь эпилог на меня имел эффект разоравшейся бомбы.

История меня настолько захватила, что ожидал заслуженного счастливого конца, который положит начало одной большой истории. Но последняя глава предательски рушит сложившеюся феерию. Поэтому, мой личный совет: дабы насладиться первым делом Эраста Петровича Фандорина, перед финалом нужно хорошенько выдохнуть. Пусть Эраст Фандорин поживет еще немного в счастливой жизни. В дальнейшем фортуна будет сопровождать нашего героя только в делах, но не в личной жизни.

Эраст Фандорин после «Азазели» станет не только героем Российской империи, но и важным литературным героем для читателей России двухтысячных.

По крайней мере, на моей книжной полке Фандорин уж точно займет особенное место.

***

Роман Бориса Акунина «Азазель» уже стал для меня переломным читательским опытом, книгой которая диктует мои предпочтения и планы на будущее.

-11

Но вместе с тем, эта книга дала мне возможность высказаться. Полноценно произвести пробу пера.