Ваш ребенок освоил слоги. Вы показываете ему любой слог и он быстро его читает. Это самый важный этап, не спешите, дождитесь, когда чтение слогов не будет вызывать затруднение и утомление, когда это превратиться в игру, а не будет работой для ребенка.
Пора приступать к словам. Самое простое научить складывать слоги в слова. Также, как работали с кубиками, когда учили слоги, также работаем и со слогами. Берем слоги, показываем, как они соединяются в слова: ма-ма, вместе мама; ма-ши-на, вместе машина; лу-на, вместе луна. Прочитай слова, которые мы составили. И больше не разъединяем слова на слоги. Пишем, читаем только целыми словами и только хорошо знакомые ребенку слова: папа Саша, вода, муха. И такими словами особо не занимаемся, главное, чтобы ребенок понял, как они складываются
Главная задача - научить ребенка присоединять гласную неред слогом и согласную после слога. Вот над этим будем работать. Придумайте и напишите или напечатайте 2 столбика со словами.
В первом столбике будут слова или сочетания букв с гласной вначале: юла, ухо, уши, око, очи, усы, эхо, Аня, яма, ура, оса, осы, Ася ит.д. Если будут попадаться имена, то обязательно пишите их с большой буквы и первое время не обращайте на это внимание, подождите, вдруг ребенок сам спросит, почему некоторые слова написаны с большой буквы. Если спросит, похвалите за внимательность и предложите ему самому догадаться. Пусть для этого перечитает все слова с большой буквы и скажет, что их объединяет. Если не спросит, то через несколько дней, когда ребенок будет уже уверено читать слова, сами спросите его, как он думает, почему некоторые слова написаны с большой буквы и дайте возможность догадаться самому, не говорите ответ сразу.
Второй столбик составляем из слогов, добавляя на конце согласную: кот, зал, рак, шар, бок, сон и т.д. Также здесь добавляем слова с мягким знаком на конце и объясняем для чего он нужен: кон - конь, бал - боль, сом - семь. " С ним звук становится мягким". Исключите здесь пока существительные третьего склонения, и глаголы с шипящими на конце, т.к. здесь мягкий знак не обозначает мягкость согласного (рожь, печь, дочь, мышь, жечь)
Сначала в столбиках должно быть не более 10 слов. Печатаем или пишем их на листе формата А4, вешаем в удобном для чтения месте, и каждый день подводим ребенка к этому листу и просим прочитать хотя бы 3 раза каждый столбик. Когда ребенок начнет читать эти слова быстро, перепечатываем лист, меняя слова местами, можно добавить 1-2 новых слова и так доводим количество слов до 20-25 в каждом столбике.
Примерные слова. Столбик 1: эхо, яма, оса, Аня, усы, ухо, Юля, юла, очи, Юра, уши, око, Ира, агу, ура, имя. ива, Яша, осы, уха, она, они, Яга, Оля. оба, еда. Столбик 2: хор, том, семь, рот, ряд, рис, сок, сон, пень, конь, кон, пух, мёд, май, лак, кит, зуб, ком, жир, бах, вор, жук, душ, наш, нож, меч, лис, луч, жар, шар, кот, мать, зал, боль, рак, бок.
Теперь надо научить ребенка читать слова с двумя согласными рядом. Они могут стоять в начале слога и в конце. Также делим их на столбики и добавляем 3 и 4 столбик. В первых столбиках количество слов можно уменьшить, оставить те, которые сложнее даются, в которых ребенок ошибается или делает заминку или включить новые слова.
Примерные слова. Столбик 3, добавляем согласную к первой согласной слога: врач, гром, след, вкус, змей, клён, крот, снег, груз, грач, клей, свет, гном, круг, клюв. Столбик 4, добавляем согласную к последней согласной слога: бокс, цирк, парк, борщ, лист, бант, тигр, лифт, барс, писк, рост.
Читаем эти столбики каждый день, а параллельно играем в интересную игру: печатаем крупными буквами название предметов в комнате и прикрепляем их этому предмету так, чтобы было удобно читать. И в течении недели постоянно просим прочитать, что написано. На неделю достаточно 7 предметов: компьютер, холодильник, ковёр, стул, шкаф, кресло, шторы. В конце недели снимаем эти надписи и просим прочитать без опоры на предметы. С этим заданием почти все дети справляются. Потом показываем эти же слова, написанные или напечатанные на одном листочке. Если это задание вызвало затруднение, можно изменить его и попросить найти среди всех слов слово холодильник, потом ковёр и т.д. На следующую неделю вешаем еще 7 слов и в конце недели просим прочитать уже все 14 слов. Можно написать слова на отдельных бумажках и перемешать их, ребенок достает любую и по буквам догадывается, какое слово написано.
Также в это время ребенку уже по силам такая игра. Вы или задумываете сказку, или рассказываете уже известную, а главные герои написаны на листочках. И когда в сказке появляется новый герой, ребенок должен найти бумажку с его именем. Очень удачна для данной игры сказка "Репка".
Так у ребенка устанавливается прямая и обратная связь между словом и предметом. Чем чаще вы играете в такие игры со словами, тем быстрее ребенок схватывает все слово целиком и сразу понимает его смысл.
Вот ваш ребенок и научился читать, причем целыми словами и понимая смысл прочитанного. Останутся слова, которые ребенок не проходил: с разделительным ъ и ь: вьюга, подъехать; с тремя согласными подряд: праздник; с тремя гласными: длинношеее и др. Но это уже отдельные случаи, которые просто надо показывать ребенку отдельно, когда они встретятся при чтении.
Теперь покупаете молодому читателю красивую и простую для чтения книгу. Одна из лучших "Сказки в картинках" В. Сутеева и вместе с ним начинаете ее читать. Не пугайтесь, если ребенок долгое время будет читать одну и ту же сказку, главное пусть читает. Не заставляйте читать то, что он не хочет, просто подкладывайте рядом картинки со словами, старые и новые книжки. Ребенок сам выберет, что ему понравится и продолжайте читать ему сами, если он это хочет. Слушание - очень важное умение для будущего первоклассника.
Если ребенку не нравится читать книги, продолжайте работать со столбиками, отрабатывайте навык чтения на отдельных словах. Используйте для занятий книжку или карточки с изображениями предметов, под которыми написано их название. Если такой книги нет, подпишите картинки сами. Есть много книг, пособий и игр со словами. Главное, чтобы слово было написано целиком, а не делилось на слоги.
Если навык чтения не закрепится до начала обучения в школе, существует опасность, что в борьбе за выполнение норм чтения ребенка переучат на механическое слоговое чтение. Нормы первого класса: 30-40 слов в минуту, стремитесь к ним.
Вот и все этапы обучения чтению. Далее мы будем говорить об обучающих сказках и играх, которые помогут ребенку с легкостью усваивать программу школы.
#обучение чтению #раннее развитие #дошкольное обучение #домашнее обучение