Год назад я была в Мурманске, где посетила корабль-музей (атомный ледокол "Ленин"), который стоит в морском порту Мурманска. Атомный ледокол "Ленин" - первое в мире судно с ядерной энергетической установкой на борту.
Построен на Адмиралтейском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Заложили его 17 июля 1956 года, спустя год в 5 декабря 1957 года спустили на воду плавучую часть корпуса, а еще спустя 2 года 3 декабря 1959 года ледокол был введён в эксплуатацию.
То есть от закладки до ввода в эксплуатацию, включая ходовые испытания прошло всего лишь 3 года 4 месяца. Что даже по современным меркам очень быстро. Но в то время судно было уникального класса, первое в мире. Проработал ледокол тоже дольше, чем изначально было запланировано, у него расчётный ресурс составлял 25 лет, а он до конца 1989 года ходил в рейсы, то есть более 30 лет.
Прошёл за это время 654 400 морских миль, из них 564 600 морских миль прошёл именно во льдах или как часто любят сравнивать 30 кругосветных плаваний по экватору. И провел за время эксплуатации 3 741 судно, таким образом внёс большой вклад в обеспечение Северного морского пути. За что 10 апреля 1974 года был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях.
Здесь раньше обедал командный состав. Интерьер оригинальный и с тех пор никаким образом не менялся. Единственное сейчас по-другому стоят столы, поскольку в настоящее время кают-компания принимает официальные мероприятия, научно-практические конференции. Если обратите внимание, на полу имеются крепежи - большие для столов, маленькие для стульев.
Первое, что бросается при входе в кают-компанию - это панно, посвященное освоению Северного морского пути.
Здесь не только обедали, но и проводили свободное время. Поэтому есть два салона для отдыха. В музыкальном салоне собирались любительские ансамбли ледокола. Главное украшение этого салона - рояль. Он является ровесником ледокола, изготовлен на заказ фирмой "Красный Октябрь" и обит шпоном карельской березы. На этом рояле играла и сама Александра Пахмутова.
Вообще на ледоколе побывало много знаменитых гостей и Юрий Гагарин в их числе.
Второй салон для отдыха - курительный. Экипаж мог после вахты здесь собраться, погреться у электрокамина, поиграть в настольные игры (шашки, шахматы, нарды).
Ледокол "Ленин" судно в кавычках "13-ти этажное", 13 ярусов, то есть 5 палуб, 4 мостика плюс разные настроечные платформы, получается как-бы 13 этажей в высоту.
Как работает атомный ледокол?
По сути своей атомный ледокол - это пароход. Атомная установка вырабатывает пар для турбин турбогенераторов, которые вырабатывают электричество и питают током электромоторы, которые крутят 3 гребных винта, совокупной мощностью 44 000 лошадиных сил.
Более подробно о работе турбогенератора можно узнать из видео
Пост наблюдения и управления ремонтом
Где можно заглянуть в аппаратную реактора. В аппаратной постоянно вахта не велась, туда заходили лишь при вахтенных обходах, при осмотрах и технических процедурах, связанных, например, с заменой топлива.
Пост энергетики и живучести (ПЭЖ)
Одно из самых важных мест на ледоколе. Отсюда осуществляется контроль за работой атомных силовых установок. Работало здесь на вахте 5 человек: 2 оператора-инженера, инженер-электромеханик, инженер, который следил за работой турбогенераторов и начальник смены - старший вахтенный механик.
Медицинский блок
Считался в то время очень современным. Даже не каждая больница обладала таким оборудованием, как на ледоколе. Это по сути был плавучий пункт скорой медицинской помощи в Арктике.
Более 200 операций здесь было проведено за время работы ледокола и при этом больше половины из них - это помощь, которая оказывалась и экипажам других судов, и жителям прибрежных поселений, и полярникам. Штатная численность мед.персонала со временем менялась. Только в первый рейс в мед.службе было 7 человек, а в дальнейшем пришли к более универсальному решению. Главный врач - он был терапевтом и имел подготовку анестезиолога, хирург совмещал обязанности травматолога-рентгенолога и стоматолога, фельдшер - лаборант и мед.сестра.
А теперь поднимемся по парадному трапу и заглянем в каюты старшего командного состава.
Рядовые моряки жили в двухместных однокомнатных каютах на жилой палубе, командный состав жил в одноместных каютах, а старший командный состав имел двухкомнатные каюты, как, например, каюта старшего механика с отдельным рабочим кабинетом и спальней, а также отдельная душевая и гальюн (туалет).
Каюта капитана отличалась незначительно, лишь наличием небольшой буфетной комнаты. Но была и особенная каюта № 1 - это салон капитана.
Это место, где проводились совещания командного состава, а также здесь принимались советские и зарубежные официальные делегации.
Ходовая рубка
Отсюда осуществлялось управление движением ледокола. На вахте здесь находилось 4 человека: 2 матроса, которые меняли друг друга у штурвала каждый час, штурман и старший судоводитель, который отвечал за ручки рулевого телеграфа, обеспечивал командование.
По-моему, это настоящий плавучий город, здесь была и баня, и небольшой судовой бассейн, и судовая библиотека. А еще на борту находился вертолет Ми-2, который обеспечивал ледовую разведку.
Как попасть на атомный ледокол "Ленин"?
- Рабочие дни: среда - воскресенье; Выходные: понедельник - вторник.
- Вход только с экскурсией, экскурсия проводится в 12.00, 14.00 и 16.00.
Стоимость билета с экскурсией:
- 400 рублей - взрослый; 200 рублей - студент, пенсионер; 100 рублей - детский; 600 рублей - для иностранных граждан;
- Индивидуальная экскурсия - 1500 рублей, 2000 рублей - на английском языке.
На экскурсию начинают запускать за 10 мин до обозначенного времени, к калиточке выходит человек и запускает в порядке живой очереди 20 человек. Я была в ноябре и очереди на экскурсию не было, либо мне повезло.
Смотрите также: