Найти тему

Время заката диктатур. Что об этом мы расскажем потомкам

Мы живем в удивительное время заката последних диктатур, смены эпох. И даже не осознаем сейчас важности момента. Этот процесс скоро будет подробно описан в учебниках истории. И когда-нибудь моя еще не родившаяся пока внучка (или внук), вернувшись из школы, будет говорить мне:

— Бабушка, а ты помнишь то время? Нам училка сегодня рассказывала, что когда рушилась диктатура, то была как падающий стеклянный дом. Могла задеть своими осколками любого. Даже самого мирного или равнодушного. Это правда? Страшно было вам тогда? Расскажи об этом.

И я начну рассказывать ей все по порядку. О том, как задерживали и помещали в тюрьму молодых ребят за белые с красной полосой носки. Бабушек — за чтение книг на родном языке в электричке. Молодых мамочек — за наклеенные на окно снежинки. Мужчину за то, что любит помидоры со сметаной и, подтрунивая над своими палачами, весело говорит об этом на камеру. А другого за то, что в помидорно-сметановые тона раскрасил свой собственный дом в деревне.

— Как, за раскрашенный дом? Да ты шутишь, быть такого не может! — воскликнет удивленно моя внучка.

И я, спустя время посмотрев на все это ее глазами, сама засомневаюсь, что такое могло быть.

Но буду продолжать рассказывать о том, что во время падения диктатуры молодой здоровый парень мог в новогоднюю ночь в отделении милиции за два часа перейти из статуса “подвыпивший” в статус “покойник” с гематомами на теле. И искать виновного в этом никто не будет. Более того, его попытаются опорочить, утверждая, что он наркоман и пьяница. Как будто жизнь пьяницы ничего не стоит. А еще задержать назавтра четверых его друзей, возмутившихся произошедшим. Чтоб уж наверняка все концы в воду. И в той истории даже помидорно-сметановые цвета не при чем. Их не было — цветов этих. И лозунгов про вечную жизнь Беларуси тоже не было. Хотя что ужасного в тех лозунгах?

— А как же вы выживали в том кошмаре? — спросит меня она. — Ведь так жить страшно.

Нам и было страшно. Мы с дрожью и замиранием сердца провожали взглядом на улице милицейские машины, людей в форме и просто тонированные бусики. От их вида леденело внутри и хотелось побыстрее проснуться. Мы запирали двери по все замки, находясь дома, и нервно дергались на каждый стук лифта на лестничной площадке. Мы плохо спали по ночам, поскольку переживали трагедию каждого человека как свою собственную. Ведь в век интернета нельзя утаить ни одно происшествие.

Минск, здание КГБ
Минск, здание КГБ

Но еще мы поддерживали письмами политзаключенных, а они нас. И даже не знаю, кому это было больше нужно — им или нам. Ходили к ним на суды в знак солидарности. Мы собирали подарки их детям на Новый год, паковали школьные ранцы к 1 сентября. Собирали деньги, вещи и продукты для вынужденных политэмигрантов. Создавали разные онлайн-инициативы для помощи пострадавшим. Вдох, выдох, перезагрузка. И в каждый новый день с новыми добрыми делами.

И мы точно знали, что весь этот диктаторский трэш не может длиться долго. И еще знали, что нас много, нас большинство — добрых, честных, порядочных и умных. Это знание нас спасало.

— Бабушка, а ты не хочешь написать обо всем этом книгу? — спросит меня тогда моя будущая внучка. — Это интересно.

Возможно, когда-нибудь я так и поступлю. Много чего есть рассказать. Ведь мы живем в удивительное время заката последних диктатур.

-3

Беларусь. Эволюция сознания — блог о Беларуси сегодняшней, вчерашней и будущей. Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

#беларусь сегодня #беларусь 2022 #общество #диктатура #демократия #белорусская #действительность