Их накал колеблется от легкого недопонимания до ядерной войны. Всё зависит от каждой конкретной семьи, личных качеств подростка и его родителей, всего того, что было раньше между ними.
Маше 15. Родители всерьез обеспокоены ее будущим: Маша не умеет чистить рыбу, штопать носки, не может хорошенько помыть посуду и погладить рубашки. Месяц назад Машу начали основательно готовить к взрослой жизни: расписали ее домашние обязанности, принялись строго контролировать качество работ, добиваясь безупречности их выполнения. Иногда ради блестящего результата Маша вновь и вновь переделывает задание, столько раз, сколько это необходимо (на взгляд старших). Маше 15. Она ранима, чувствительна и не уверена в себе. Ее представления о мире и своем месте в нем неустойчивы. Ее самооценка еще только формируется. Еще полгода назад Маша ничего не знала о домашних обязанностях, а теперь она каждый день плачет, опять перемывая кастрюли. Она чувствует себя униженной родителями и горячо ненавидит их.
Родители отметили изменения в поведении Маши и жалуются мне на ее возросшее эго и появившуюся привычку дерзить, отсутствие уважения к старшим и строптивость.
Я сижу между Машей и ее родителями и не знаю, что сказать.
- Надо готовить девочку к самостоятельной жизни? - Надо.
- Дети должны помогать родителям? - Должны.
- Мыть посуду – унизительно? - Нет.
- На ком ответственность в сложившейся ситуации?
- Должна ли Маша уважать своих родителей?
- Имеет ли она право ненавидеть посуду? А не мыть ее?
- И посуда ли виновата в Машиных слезах?
В этой простой житейской ситуации скрыто очень много, и обсуждать ее можно очень долго
- Почему знакомить Машу с домоводством начали только сейчас? (Если самый лучший для этого возраст – дошкольное детство, когда ребенку интересно и полезно подражать взрослым?)
- Откуда такая уверенность, что умение чистить карпа – жизненно необходимый для Маши навык? (как и куча других сомнительных умений, над которыми бьется (буквально) вся семья).
Почему ради этих умений родители готовы портить отношения с Машей и стать для нее злейшими врагами, рабовладельцами, о которых она слышала в школе?
- Уважают ли Машу родители, требующие от нее уважения к себе? Кто-то научил ее признавать чужие достоинства и заслуги? Кто-то подал ей пример благодарности?
Об этом, пожалуй, надо сказать чуть больше. Да, детей тоже можно уважать! Многие из них достойны уважения больше, чем их родители. Маша продолжает мыть посуду, несмотря на слезы. Она ненавидит собаку отчима, но исправно гуляет с ней каждое утро. Она отказывает в прогулке подругам, потому что ей надо сидеть с маленькой сестрой. Я уважаю Машу
_______________________________________