При жизни его понял только Толстой, назвав писателем будущего. Но мысль Толстого заморозилась на столетия. А ведь это была мысль гения о гении!
Вот и сегодня Лесков остается не понятым должным образом («не признанным русским гением» по словам акад. Лихачева).
Начинал Николай Семенович писать в 26 лет (поздновато!) по одной благородной (гуманной) причине: рассмотрев тотальное зло (дурь и подлость) в стране, в которой жил, он решил это показать литературно, чтобы заметили и не только обыватели, но властители, и начали бы что-то делать по его искоренению. Однако, тщетно. Как это водится в стране Гоголя и Салтыкова-Щедрина, писателя обвинили в очернительстве действительности. Перестали публиковать и признавать его талант, что, понятное дело, плохо повлияло на его личность (о скверном характере Лескова сегодня только и пишут «исследователи» его биографии).
Выход Лесков нашел. В его новых произведениях наряду со злодеями появились люди (правда, в единичном исчислении) честные, умные и благородные. Однако заметим, что таких людей он в реальной жизни не наблюдал – их не было и быть тогда не могло. Лесков их придумывал для педагогической пользы. Казалось, это надо было бы заметить, прежде всего «педагогической общественности» и начать учиться «новой педагогике». Но и этого не случилось: казарменная педагогика продолжает до настоящего времени деформировать души все новых и новых поколений и плодить дураков и злодеев.
Автор статьи не указывает названия произведений Лескова. И делает это из педагогических соображений, чтобы побудить читать всего Лескова.
Но в заключение укажем на повесть Лескова «Детские годы», которая является в чистом виде педагогической (социально-педагогической), о которой мало, кто знает из современных педагогов, и тем более не педагогов. А ведь педагогику как универсальную область знаний должны бы знать все взрослые, как воспитатели собственных детей!
Автором данной статьи осуществлено педагогической прочтение этой педагогической повести, чтобы показать ее актуальность для нашего времени и тем самым подтвердить мысли Толстого и Лихачева о гениальности русского писателя Николая Семеновича Лескова.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Человек в миниатюре, которая всё увеличивается: воспитание и судьба. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2021. – 608 с. 16+
Авторами осуществлено педагогическое прочтение художественно-биографических произведений Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; Н. Лескова «Детские годы»; Ф. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»; Ю. Тынянова «Пушкин»; а также дневника Анны Достоевской и показана зависимость судьбы человека от его воспитания.
По мнению авторов, на примере судьбы даже одного человека, узнав, почему она сложилась так, а не иначе, креативный читатель сможет понять психолого-педагогические закономерности человеческого бытия, а значит, применить их для анализа собственной жизни и жизни близких людей.