Ядовитый национализм проявляется в Интернете через каналы "гукппонг" на YouTube.
В 2015 году, когда «Tottenham Hotspur» из английской премьер-лиги приобрел нападающего Сон Хын Мина - возможно, лучшего футболиста, которого когда-либо производила Корея, - среди корейских футбольных фанатов возникла любопытная мода.
Всякий раз, когда Сон показывал замечательное выступление, они наводняли разделы онлайн-комментариев словом «Джумо!»
Это было сделано как комплимент. Корейское слово относится к ныне несуществующей профессии бармен-женщины. Говоря «джумо», фанаты говорили, что хотят еще выпить, потому что были «пьяны» от гордости, которую им дал Сон.
В то время это было милой и, казалось бы, невинной причудой, но национализм, проявившийся в последнее время в Интернете, часто принимает гораздо более уродливые формы.
На YouTube процветали преувеличенные заголовки и миниатюры, призванные разжигать слепой национализм, что привело к появлению нового жанра контента под названием «гукппонг».
Подъем гукппонга
Этот термин представляет собой комбинацию «гук», что означает нация, и «ппонг» - термина, обозначающего метамфетамин, который, как считается, произошел от торговой марки «филопон», широко используемой в странах Восточной Азии. Объединив эти два слова в себе, оно уподобляет потакание национализму употреблению наркотиков.
Раньше этот термин использовался в основном как шутка, чтобы высмеять представителей средств массовой информации, которые чрезмерно концентрировались на корейских продуктах или успехах корейцев за рубежом.
Например, когда южнокорейский футболист Пак Джи Сон играл за «Manchester United» из EPL с 2005 по 2012 год, некоторые корейские репортеры спрашивали любого из Европы или США, как они относятся к Паку, независимо от контекста, в надежде услышать несколько слов похвалы. Когда человек говорил, что он или она фанат, это и становилось заголовком.
Безусловно, корейцы в целом озабочены тем, что другие страны думают об их стране или соотечественниках.
«Мы поздно начали индустриализацию и всегда были последователями жителей Запада, что привело к глубоко укоренившемуся комплексу (неполноценности) против них. Это заставляет корейцев чутко относиться к тому, что они думают, и стремиться к их одобрению », - написал критик поп-культуры Ха Джэ Гын в своей колонке о гукппон.
Это коллективное стремление быть признанным другими является одним из факторов успеха ориентированных на Корею каналов YouTube с участием иностранцев, таких как «Korean Englishman».
Гукппонг доводит это до крайности. Тематика видеороликов гукппонг на YouTube варьируется от культуры, политики и даже вооруженных сил, но, как правило, у них есть явная общность. Заголовки видео Gukppong подчеркивают, насколько Корея или корейцы «опережают» соперников своей страны.
Япония, у которой были плохие отношения с Кореей, часто становится жертвой таких сравнений. Еще одна цель - Китай.
На одном из таких каналов можно увидеть видео со следующим заголовком: «Окончательные результаты: китайские военные против корейских военных. Почему Китай никогда не выиграет ». В нем делается вывод, что, хотя Корея не может победить Китай в войне, Китай также не может завоевать Корею. Рассказчик описывает китайскую армию как «свинью, которая большая, но у нее много жира», а корейскую армию - как маленькую, но «мускулистую» и «профессионального бойца со всеми навыками».
Гукппонг продается, но какой ценой?
Однако гукппонг хорошо продается - независимо от того, насколько его содержания обоснованы.
Видео «Корея против Китая», в котором практически нет основанного на фактах анализа потенциального китайско-корейского конфликта, собрало 3,7 миллиона просмотров и 48 000 лайков. Он заканчивается словами: «Маловероятно, что Китай, который занят Тайванем, осмелится начать войну с Кореей. Слава Корее!»
Хотя вышеупомянутый видеоканал не раскрывает количество подписчиков, по состоянию на декабрь 2021 года его видео набрало в общей сложности более 177 миллионов просмотров, то есть чуть менее чем за два года с момента его запуска в феврале 2020 года.
Стоит отметить, что разделы комментариев на этом канале почти единодушны по духу, полны националистической гордости по поводу вымышленной войны и воображаемой демонстрации силы.
Некоторые видео выходят за рамки субъективного анализа, основанного на скудных доказательствах, и откровенно фальсифицируют факты по теме. В видеоролике под названием «Реализация пророчеств о том, что Корея станет сверхдержавой», утверждается, что Корея «вполне способна» колонизировать Японию и аннексировать Вьетнам. В нем также утверждается, что известный инвестор Джим Роджерс сказал, что Корея скоро превзойдет Китай, Японию и остальной западный мир и даже составит конкуренцию США.
Излишне говорить, что Роджерс никогда такого не говорил. Можно предположить, что создатели этого видео взяли замечание Роджерса о том, что объединенная Корея станет «самым интересным местом в мире», и раздули его до почти комических масштабов.
Но хотя «гукппонг-видео» часто могут показаться смешными, они запускают цепочки ложной информации, которая при достаточном распространении становится похожей на установленные факты.
Одним из таких примеров является распространенное на протяжении десятилетий представление некоторых людей о том, что Япония изменила написание страны с «Corea» на «Korea» во время колонизации полуострова в 1910-1945 годах, потому что Япония не могла допустить, чтобы ее колония упоминалась в алфавитном порядке перед ней. Слух был настолько распространен, что даже Сон Сок Хи из JTBC - один из самых уважаемых журналистов в стране - в какой-то момент поверил этому. В конечном итоге это было опровергнуто в видео с фотографическим доказательством того, что и «Korea», и «Corea» использовались в конце 19 века - задолго до японской колонизации - в документах и почтовых марках.
Эксперты предупреждают, что, хотя патриотизм - это ценность, которую продвигают в большинстве стран мира, он может легко стать токсичным.
Профессор Ли Чон Хёк из Школы СМИ и коммуникаций Университета Кванун сказал, что в настоящее время в стране свирепствуют две крайние формы национализма. Один из них - гукппонг, а другой - «гукка», имея в виду практику очернения всего, что связано с Кореей. Сюда входит термин «Ад Чосон (на англ.: Hell Joseon)», который стал популярным среди молодых корейцев примерно в 2015 году, сравнивая страну с адом на земле.
«Гукппонг - несовершенная и незрелая форма гордости. Это патриотизм, основанный исключительно на крайних идеалистических ценностях». Ли сказал в своей онлайн-лекции. «Если бы у нас были только гукппонг и гукка, государство не смогло бы сохранить себя. Это потому, что общество будет захвачено конфликтами и враждебностью ».
Поэт Мун Гье Бонг говорит, что содержание гукппонга - не гордость, а иллюзия.
«Предвзятое отношение к своей стране из-за сиюминутных иллюзий приводит к изоляции себя во всех формах отношений», - написал он в статье.
Возможно, гукппонг начинал невинно, поддерживая соотечественника, играющего в одной из ведущих футбольных лиг мира. Но со временем, похоже, это превратилось во что-то гораздо менее приятное.
«Гордиться своей страной - это нормально. Но увлекаться гукппонгом, основанным на очень тонких доказательствах, и заблуждаться, думая, что «Корея всегда лучше во всем», - это то, о чем следует быть осторожным», - сказал критик Ха.
Автор Юн Мин Сик (minsikyoon@heraldcorp.com)
#южнаякорея #корея #азия #политика #общество #культура #национализм #cоциология #психология #армия