В Якутии в 2021 году в сфере дорожного строительства произошло несколько знаковых событий: завершена долгожданная реконструкция Окружного шоссе, начато расширение региональной трассы «Нам» (Якутск – Намцы – Булус), в нормативное состояние приведены сотни километров дорог различного назначения; построено и реконструировано несколько мостов, ведется подготовка к возведению новых аналогичных объектов, включая сооружение через Лену.
Четыре полосы на региональной трассе
Одним из наиболее примечательных проектов стоимостью 1,5 млрд руб. является реконструкция трассы «Нам» с 11,4 по 18,5 км (считаются наиболее проблемными), где продолжаются работы по расширению проезжей части до четырех полос. В январе прошлого года гендиректор ГКУ «Управтодор РС(Я)» Семен Филиппов заявил, что это будет первая в республике трасса подобной ширины, построенная в условиях вечной мерзлоты.
Хотя это утверждение вызвало вопросы у местных жителей, так как в Якутии уже есть дороги с четырьмя полосами движения. Возможно, в данном случае речь шла об объектах именно регионального значения. Тогда отмечалось, что обновленный участок протяженностью 7,1 км откроют в 2023-м, однако работы идут с опережением графика и, по последним сообщениям, объект сдадут уже в текущем году. В рамках проекта также обустроят подъезды к поселку Жатай и микрорайону Кангалассы.
В 2021-м в этом направлении выполнен большой объем работ: по итогам года в Республике Саха (Якутия) на одиннадцати региональных дорогах было отремонтировано свыше 220 км, включая трассы «Умнас» — около 39 км, «Яна» — 34 км и «Анабар» — 26 км. При реализации проектов применялись передовые решения, например: повторное использование переработанного асфальтобетона и технология укрепления грунтов земляного полотна с применением стабилизации цементного покрытия.
Долгожданная городская дорога
Еще одной дорогой, где появилось по две полосы в каждую сторону стало 4-километровое Окружное шоссе, соединяющее Вилюйский тракт и автостраду 50 лет Октября. Благодаря его капитальному ремонту, снизится нагрузка на городские улицы и решится проблема въезда в Якутск большегрузного транспорта. Дорогу при непосредственном участии главы региона и мэра столицы республики открыли в ноябре 2021-го — работы, начавшиеся в мае 2020-го, закончили раньше обозначенного срока. Хотя церемонию пришлось отложить на пару недель в связи с устранением некоторых недочетов, выявленных при инспектировании объекта.
Помимо расширения автомобильной трассы, были обустроены тротуары, установлено наружное освещение и барьерные ограждения; проложена велодорожка шириной более 3 м. Стоимость проекта составила порядка 830 млн руб. По словам главы республики Айсена Николаева, расширения Окружного шоссе якутяне ждали на протяжении десятилетий, и, наконец, давняя мечта воплотилась в реальность. Всего в столице республики и ее пригороде за 2021 год реконструировали и построили почти 50 км дорог.
Рекордные объемы. Впереди — масштабные проекты
В рамках проекта «Безопасные качественные дороги» за последние три года в Якутии отремонтировали более 550 км региональных дорог, на что из федеральной и местной казны было выделено 13 млрд руб. Рекордным стал 2021 год, в течение которого в нормативное состояние привели примерно 220 км. К тому же суммарно установили 150 тыс. барьерных ограждений и 4,5 тыс. сигнальных столбиков.
Аналогичные работы (тоже досрочно) произведены и на федеральных трассах. В частности, в 2021-м на Р-504 «Колыма» ввели 45 км, а на А-331 «Вилюй» — 87 км, включая ремонт двух мостов через реки Черная и Угуя. Примерно такой же объем работ планируется и в текущем году.
Более того, на 660-м км А-331 должно начаться возведение мостового перехода через Вилюй протяженностью 22 км (непосредственно длина металлической конструкции составит 1,6 км); на проект, который в конце 2021-го прошел государственную экспертизу, потратят не меньше 30 млрд руб. Продолжаются подготовительные работы и к строительству аналогичного сооружения через Лену в районе Якутска — пожалуй, самого ожидаемого дорожного объекта в республике. Об этом крупном дорогостоящем проекте, реализовать который планировали еще при СССР, подробнее можно прочитать в нашем отдельном материале по ссылке ниже.