Сейчас только ленивый о нем не пишет. Но, тем не менее, тоже хочу написать. Определений много, приведу несколько:
Эмоциональный интеллект –это понимание эмоциональной и мотивационной сферы другого человека и умение управлять эмоциями других людей, а значит умение ими руководить и предвидеть их поведение.
Еще одно определение:
Эмоциональный интеллект -способность к рефлексии и осознанию своих эмоций, мыслей, мотивов и управлять ими и своим поведением.
Считают, что люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, более успешны в жизни.
Эмоциональный интеллект вошел в научную терминологию с 1960 года. Известен эксперимент «Тест с зефирками», который тогда проводили в стенах Стэнфорда.
Четырехлетних детей садили в комнате, где на столе лежал один зефир, взрослый должен был уйти по делам и вернуться. Каждого ребенка предупреждали, если не тронет зефир на столе, то получит две. Специалисты наблюдают за детьми в процессе их рост и взросления. Спустя 12-14 лет выяснилось, что дети, которые смогли контролировать свои порывы, стали более успешными в жизни, уверенными в себе и компетентными в социальных отношениях. А дети, которые не выдержали и схватили зефир, труднее адаптировались в обществе, были более подвержены стрессу, зависти, ревности.
Расскажу о случае, который подтверждает этот эксперимент.
В семье два сына. Мама купила сгущенку, обещала сыновьям испечь торт Муравейник. Это торт, на вареной сгущенке. Банка лежала в холодильнике неделю. В воскресенье мама решила выполнить обещание, вытащила банку из холодильника, поняла, что она пустая, слишком легкая. Младший сын первоклассник, сделал на банке дырку и выпил в течение недели все содержимое. Это случилось давно, более 40 лет назад. Мальчик не смог сдержать свои порывы. Действительно старший сын более успешный. Младший уже развелся, постоянной работы нет, все еще ищет.
Умение сдерживать порывы лежит в основе стремлений: от умения держать слово, худеть, сидеть на диете, лечиться, бегать каждое утро, соблюдать режим и до успехов в бизнесе.
Проведем самодиагностику уровня эмоционального интеллекта по 10 бальной шкале. Он включает пять составляющих. Оцените на сколько проявляется каждая составляющая.
1. Самопознание. Вы понимаете, почему возникают те или иные эмоции, как можете среагировать на определенную ситуацию. Знаете свои слабые и сильные стороны. Например: при публичном выступлении вы волнуетесь, чтобы предупредить волнение, вы заранее готовитесь, репетируете, продумываете ответы на возможные вопросы. Показываете свой доклад заранее, лицам, принимающим решение. Так вы можете повысить собственную уверенность.
2. Самоконтроль. Во время выступления с докладом контролируете свои импульсивные чувства и можете управлять ими. Применяете тактильные упражнения, незаметно от аудитории начинаете поочередно массировать ногтями подушечки пальцев сначала левой, затем правой руки. Вы знаете, это вас успокаивает. (У вас могут быть свои упражнения, снижающие стресс).
3. Эмпатия. Вы чувствуете других людей, определяете их по мимике, жестам. Умеете вдохновлять людей, легко общаетесь, умеете поддержать, вовремя промолчав или найти подходящие слова.
4. Мотивация. Вы идете к своей цели, умеете ее добиваться, есть свои приемы, заставляющие вас действовать.
5. Социальные навыки. Вы понимаете потребности других людей, умеете предупреждать или разрешать конфликты, владеете навыками коммуникаций.
Если хотите лучше узнать себя предлагаю пройти более развернутые тесты. Легко найдете их в интернет. Вот они:
- Диагностика эмоционального интеллекта (Н.Холл)
- Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В. Люсин) и др.
Диагностику можете пройти самостоятельно. Напишите в комментариях, что вы узнали о себе.