Заседание в кабинете Адольфа Гитлера в бункере под рейхсканцелярией, Красная Армия уже на границах 3-го рейха, фюрер нервно слушает доклады генералов. Вдруг дверь распахивается, забегает человек в форме эсесовского офицера, быстро фотографирует документы и карты на столе у Гитлера и убегает за дверь. Гитлер взбешён и требует у начальника гестапо Мюллера ответа, что происходит.
— Простите, мой фюрер, это русский разведчик Штирлиц, ловить его бесполезно, всё равно выкрутится.
(Анекдот советских времён).
Персонаж, придуманный известным советским автором шпионских детективов Юлианом Семёновым в 1965 году, после экранизации одного из произведений с ним в начале 1970-х режиссёром Татьяной Лиозновой стал вполне самостоятельной темой и для народного творчества, и для профессионального креатива. Анекдоты про Штирлица — целый сектор фольклора также, как и про другого литературно-киношного героя Чапаева Василия Ивановича (подлинный Чапаев В. И. имеет с ним не много общего).
Фразы из фильма стали афоризмами и не только вошли в анекдоты, но и стали почти народными пословицами ("а вас, Штирлиц, я попрошу остаться", "никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу"). Отдельные режиссёрские находки разошлись как узнаваемый и беспроигрышный материал.
Небольшое рассекречивание. У бывшего начальника подразделения по борьбе со взяточничеством и другими преступлениями на госслужбе УБЭП УВД Нижегородской области на стене висела распечатанная на принтере чёрно-белая картинка. Кадр из сериала "Семнадцать мгновений весны", где Айсман в исполнении Леонида Куравлёва и Мюллер в исполнении Леонида Броневого разговаривают в кабинете у шефа Гестапо. Между ними следующий диалог:
Айсман: "Группенфюрер, я не жалея своих сил буду бороться против коррупции ".
Мюллер: "Айсман, вам вышибли один глаз, выбьют и второй".
Действительно, сериал" Семнадцать мгновений весны" давно стал неотъемлемой частью отечественной культуры. Но мало кто, кроме поклонников литературного творчества Юлиана Семёнова, знает, что история, рассказанная в сериале, не единственная в цепи похождений советского разведчика Максима Максимовича Исаева. И что Исаев М. М. — это тоже легенда, по-настоящему героя произведений Семёнова Ю. С. звали Всеволод Владимирович Владимиров. И что "Семнадцать мгновений весны" — не первая и далеко не единственная экранизация произведений про разведчика Владимирова-Исаева-Штирлица.
Что-то вроде краткой фильмографии. "Пароль не нужен" (1967), самый первый в списке, хотя это и не первый сюжет. В 1921 году в Дальневосточной республике (ДВР) во Владивостоке происходит белогвардейский переворот. Туда и направляется сотрудник ВЧК Всеволод Владимиров под именем Максима Исаева. Ну а дальше захватывающий сюжет, в котором выигрывает советский разведчик. В главной роли Родион Нахапетов.
"Семнадцать мгновений весны" (1971-1973), самая известная экранизация произведений о Владимирове-Исаеве-Штирлице. В основе сюжета — выполнение Штирлицем-Исаевым задания Центра с 12 февраля до 24 марта 1945 года. В главной роли Вячеслав Тихонов.
"Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1975), а вот это первый из сюжетов про разведчика Штирлица. Снята картина была в одном из основных мест действия героев произведения — Таллине на киностудии "Таллинфильм". В роли Исаева — Владимир Сергеевич Ивашов. История о реализации на Запад экспроприированных драгоценностей Советским правительством и о контрабанде драгоценностей специалистами-ювелирами, привлечёнными на службу Советской властью.
"Жизнь и смерть Фердинанда Люса" (1976). Экранизация романа "Бомба для председателя". Штирлиц-Исаев уже не разведчик-нелегал, а преподаватель и даже профессор. Профессора Всеволода Владимирова сыграл Всеволод Сафонов. Время действия конец 1960-х годов. Тема неонацизма в фильме переплетается с давней темой Штирлица — разработками ядерного оружия.
"Испанский вариант" (1980, в фильме вместо Штирлица — Вальтер Шульц). Хотя в фильме у главного и другие имя, всё-таки это это одна из частей славной шпионской эпопеи. Сюжет разворачивается на фоне гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. В главной роли латвийский актёр Улдис Думпис.
"Гитлер капут!" (2008, пародия, копия образа Штирлица — Олаф Шуренберг). Честно говоря, весь сюжет фильма — откровенный стёб над любыми шпионскими детективами как отечественного, так и иностранного производства. К произведениям Юлиана Семёнова сюжет фильма не имеет почти никакого отношения.
"Исаев" (2009). Последняя на сегодняшний момент экранизация. Сериал, включивший в себя новое прочтение "Бриллиантов для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен" с добавлением небольшой сюжетной вставки по рассказу "Нежность". В роли Владимирова-Исаева здесь Даниил Страхов. Этот сериал авторами недвусмысленно связан с самой знаменитой экранизацией сериалом "Семнадцать мгновений весны", в нём повторена и музыкальная тема Микаэла Таривердиева, и привычка Штирлица выкладывать фигурки из спичек, и кратковременный сон в стоящем автомобиле ("привычка, выработанная годами"). Да и в самом конце последней серии Владимиров-Исаев "обрадован" связным, что дорога домой отменяется, а вместо возвращения предстоит окольный путь в Германию и нелегальная работа под именем Макса Отто Штирлица.
Образ советского разведчика Владимирова-Исаева-Штирлица по своей востребованности в кинематографе может поспорить с образом Джеймса Бонда. Отличие в том, что образ Владимирова-Штирлица не такой ходульный, а куда более естественный.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.