Найти в Дзене

Стоит ли бояться смерти

Оглавление

Мы редко говорим о смерти. Нас это не интересует. Большинство молодых людей рассказывают о том, что с ними произошло недавно. Они рассказывают о своих планах. Они задаются вопросом, сколько они заработают и чего добьются в жизни? Где они будут жить и сколько стран посетят? Я сам иногда так делю.

Однако в конце нашего пути находится то, что прямо противоречит идее непрерывного развития. Наше уничтожение.

Ученые не могут точно определить, сколько людей умерло с начала существования мира. Началом подсчета стало появление на Земле человека разумного, то есть около 50 тысяч лет назад.

Исследователи из Бюро статистики населения в Вашингтоне подсчитали, что за эти годы через нашу планету прошло более 107 миллиардов человек. Каждый из них (не считая сегодняшних 7 миллиардов) умер.

Некоторые мирно умерли во сне, другие после многих лет болезни, а третьи внезапно, когда никто из их родственников этого не ожидал. Мы умрем по-разному и по-разному относимся к самой смерти. Если мы спросим члена ИГИЛ в Skype, он или она, скорее всего, скажет, что для него большая честь умереть во имя Аллаха в результате теракта.

Подросток, болеющий лейкемией, может расстраиваться и злиться из-за того, что судьба так рано подвергла его испытанию. Хорошо проживший свою жизнь старик может спокойно думать о смерти. Он будет смотреть на это как на естественный ход вещей.

Также найдутся люди, которые не думают о смерти. Они не имеют к ней вдумчивого отношения и живут так, как будто ее нет. А многие люди просто боятся смерти. В конце концов, стоит ли бояться смерти? Может, лучше разозлиться, расстроиться или вообще не думать о ней? Мы рассмотрим это поближе.

Когда страх - уместная реакция?

Профессор Каган из Йельского университета во время лекции о страхе смерти говорит, что эмоции разумного человека должны соответствовать определенным условиям. Допустим, к нам подходит друг и с улыбкой на лице говорит нам, что он очень горд собой, потому что дышит. Первое, что мы ему скажем, ты сошёл с ума или напился. Странно, как можно гордиться одним лишь фактом дыхания?

Кто-то может гордиться собой, если он проделал тяжелую работу, а не по какой-то тривиальной причине. А теперь подумайте о страхе. При каких обстоятельствах страх - уместная реакция? Ответ кажется простым, но если мы присмотримся к нему поближе, мы можем обнаружить, что мы не только боимся, когда нам что-то просто угрожает.

Каган выделяет три характеристики ситуаций, в которых страх будет адекватной реакцией.

То, чего мы боимся, должно быть каким-то образом вредно для нас

Никто не будет бояться того, что ему нравится. Сходить за мороженым будет одно удовольствие, ведь оно нам очень нравится, здесь не будет никакого дискомфорта, не говоря уже о страхе. Изменяя ситуацию, страх будет для нас уместной реакцией, когда что-то вредно для нас, мы чувствуем, что что-то не так.

Поэтому все эти абсурдные фобии типа арахнофобии или клаустрофобии являются поводом для посещения психотерапевта. Стоя в лифте, вероятность того, что с нами случится что-то плохое, практически равна нулю.

Вредна ли нам сама смерть? Мы не говорим здесь о процессе умирания, а о том, что когда-нибудь нас просто не будет. Оправдано ли говорить о вреде, когда больше нет человека, который мог бы это испытать? Эпикур сказал: смерть нас совершенно не касается. Ведь когда мы существуем, смерти нет, и как только смерть появляется, нас уже нет.

Ситуация должна возникнуть

Скорее, никто, живущий в России, не будет бояться быть съеденным тигром. Если мы говорим о страхе, его объект должен быть в некоторой степени вероятным. Чем больше что-то может произойти, тем сильнее будет наш страх.

Например, когда мы слышим о нескольких преступлениях в нашем районе, наш уровень страха возрастает. Идя по улице, мы будем присматриваться, нет ли нападавших. Здесь мы могли бы подумать о том, каковы шансы того, что процесс нашей смерти будет болезненным, потому что мы не сомневаемся в существовании самой смерти.

Хотя есть и такие. Они называют себя трансгуманистами и выступают за радикальное удлинение жизни, а затем за избавление от самой смерти. Вероятно? Я сейчас настроен скептически, но пусть попробуют!

Должна быть некоторая неуверенность в том, произойдет ли событие и каковы будут его последствия.

Если мы идем на работу каждое утро и у нас в карманах есть горстка любимых конфет, которые мы тайно едим, мы не будем чувствовать себя хорошо, если кто-то украдет у нас эти конфеты. Наиболее частой эмоциональной реакцией на отсутствие конфет будет гнев.

Если такая ситуация повторяется несколько десятков раз и мы уверены, что сегодня кто-то снова попробует наше сокровище, мы разозлимся и придумаем план мести. Смочим конфеты слабительным и накажем «преступника».

Мы можем быть уверены, что с нами случится смерть, но как насчет ее последствий? Если мы не примем точку зрения на загробную жизнь, разве не будет единственным следствием того, что нас там просто не будет?

Если не страх, то что?

Все мы слышали: Memento Mori. Так в средние века встречали друг друга члены религиозных конгрегаций. Это должно было напомнить им, чтобы они не сосредотачивались на этой жизни, а на том, что произойдет после самой смерти. Для меня это выражение имеет совершенно противоположный эффект.

Я хочу вспоминать о смерти каждый день, чтобы знать, что стоит делать в этом мире. Это воспоминание о неизбежном конце делает меня более непринужденным и счастливым. Это помогает мне делать правильный выбор.

Это напоминает мне, что не стоит делать только то, что приятно, а то, что стоит делать с точки зрения моих ценностей. Это как раз тот вопрос, который может возникнуть, когда мы действительно осознаем свою смертность: что для меня важно и какими конкретными способами я могу добиваться этой ценности каждый день?

Спасибо за внимание. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал, будет ещё много полезных статей, ставьте лайк.

И будьте здоровы!

#страх смерти #страхи #страхи и фобии #психология