Многие громкие бренды, являющиеся законодателями стилей и стратегий развития для мебельной индустрии, в предкризисные годы оказались жертвами сомнительных соблазнов и подверглись влиянию стереотипов, заимствованных из мира моды. Игривый и рискованно-авантюрный дизайн, рассчитанный на желание удивить и развлечь потребителя, стал опасной тенденцией для мебельной отрасли, пребывавшей в эйфории надежд. Разумеется, подобный поиск все новых возможностей увеличения спроса мог бы принести успех, но случился мировой кризис, затронувший все рынки и отрезвивший и потребителей, и производителей.
Нарочито беззаботный и раскованный мебельный дизайн может принести дополнительную прибыль, но не тогда, когда он выражает безразличие или презрение к практической пользовательской ценности. Интересы массового покупателя изменились – теперь он куда менее активно рассматривает смену интерьера и приобретение мебели в качестве хобби и уж точно не готов инвестировать в нее, как в предмет роскоши.
Эти изменения в поведении потребителя были восприняты настолько глобально, что начались серьезные поиски «новой выразительности». Они-то и привели мебельную индустрию к творческому наследию модернистов 20-70 –х годов прошлого века. Чистые и понятные формы, элегантная выверенная простота и точные пропорции лучших образцов архитектуры и дизайна того времени, помноженные на возможности новых материалов и сегодняшнюю технологическую вооруженность, дают основу для нового эффектного старта.
Новый дизайн – новые формы
Сегодня формы становятся проще. Мебельная композиция представляет собой систему, состоящую из функционально оправданных элементов, которые сведены к примитивной геометрии. Но вот композиционные взаимосвязи между элементами становятся все разнообразнее и изобретательнее. Теперь именно композиционная структура отвечает за декоративную выразительность мебельного объекта. Из этого следует, что располагая набором типовых секций с грамотно заданными параметрами, мы имеем возможность формировать практически неограниченное количество компоновок мебельной системы для любых пожеланий заказчика. Очевидная выгодность таких решений не требует дополнительных комментариев.
Новый дизайн – новые материалы
Говоря о материалах, применяемых сегодня для производства мебели, хочется отметить влияние второй мощной тенденции нашего времени – идеи рационального потребления и экологической сознательности. В условиях современной жизни люди все более склонны делать выбор в пользу мебельных продуктов, произведенных из высокотехнологичных материалов. Но часто «мебель из массива» остается за рамками требований потребителей еще и потому, что растет качество отделочных решений искусственного происхождения. Имитация структуры природных материалов становится все более достоверной – и современная мебель выглядит подчеркнуто «натурально». Все больше производителей применяют плитные материалы с подчеркнуто грубой обработкой , рустикальным, открытым древесным рисунком в сочетании со структурой и цветом камня, песка и необработанных металлов. Такие декоры сейчас уместны практически для любой жилой зоны. Цвета в отделке фасадов и открытых поверхностей также корректируются под воздействием эко-тренда: сегодня мы можем наблюдать повсеместное уменьшение резких контрастов и привнесение в цветовую палитру более спокойных и натуральных оттенков. В качестве альтернативы природным и натуральным структурам активно применяются декоративные отделки на основе орнамента, цифровых технологий, фотоизображений и прочих артефактов цивилизации. В ряду тенденций эко-тренда хочется упомянуть о возросшей роли тактильных ощущений при взаимодействии человека с предметами домашней обстановки. Для описания этого даже существует термин «поверхностное общение». Финишная отделка с нарочито грубой или акцентировано-выраженной структурой, ткани с крупным плетением, различные способы обработки металла – все это сейчас востребовано и применимо.
Новый дизайн – новые стратегии
Метко сказано – кризис рождает возможности! Сегодняшние решения в мебельном и интерьерном дизайне во многом продиктованы задачами оптимизации – речь идет о стремлении избегать неэффективных трат ресурсов и энергии во всем: от идеи, разработки образца и контроля производственного процесса до технологий распространения и продажи. Потребитель по-прежнему нуждается в гармоничных мебельных решениях с выраженным стилем и индивидуальностью. Только теперь он востребует качественную мебель за существенно меньшие деньги, и ему уже не нужна функционально неоправданная декоративная чрезмерность.