Апостол Павел пишет: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим.2:22). Мы не будем пытаться объяснить весь этот стих, но постараемся понять, что апостол имеет в виду под святотатством иудеев.
Буквальное значение этого слова
Слово святотатство включает в себя два других слова, святыня и тать.
Святыня– посвященное Господу. Зах.14:20. Зачастую так обозначается мясо жертвенного животного. Лев.22:16; Мф.7:6.
Тать(слав.) – вор, грабитель. Зах.5:4; 2Пет.3:10.
Получается, что под святотатством нужно понимать похищение того, что посвящено Богу.
Но христианская экзегеза (толкование) предлагает нам различное понимание этого греха. Толкователи пытаются понять, что, чье, как и где они крали? Тем более нужно не забывать, что речь идет здесь о ветхозаветных иудеях. Конечно, используя нравственный (или нравоучительный) метод толкования можно это апостольское обличение применять и к христианам.
Рассмотрим несколько вариантов истолкований.
Для начала отметим справедливое замечание Павла, что иудеи гнушались идолов. Вспомним, до вавилонского пленения иудеи нередко впадали в идолопоклонство, но после плена они были свободны от этого греха.
1. Судя по тому, что апостол говоря о святотатстве здесь же пишет и об идолах, можем предположить, что и «святое» крали из идольских капищ, то есть, то, что язычники посвящали своим богам. Получается, что с этой точки зрения иудей крал это языческое приношение.
2. Но крали ли иудеи приношения идолам? Если предположим, что нет, то под краденым святым лучше понимать похищенное из своего (иудейского) храма.
3. Апостол явно говорит обобщенно о святотатстве, а в таком случае можем ли мы думать, что всякому иудею было свойственно красть в иудейском храме? Конечно, нет. Поэтому предложим еще одну точку зрения. Под святотатством здесь можно понимать неблагоговейное отношение к своему храму и к тому, что посвящается в храм.
4. Возможно святотатство здесь это присвоение себе того, что должен каждый иудей отдавать в храм, но он утаивал это и таким образом крал у храма.
5. Предположим, что апостол мог святотатством назвать небогобоязненность, т.е. отсутствие религиозного страха перед своим Творцом, забвение Бога и отсутствие необходимого сердечного поклонения Ему. Получается, что такой человек как бы крадет у Бога свое сердце, которое должно Ему посвящать, а отдает его чему-то земному, преходящему. Кажется уместно здесь вспомнить «сын мой! Отдай сердце твое мне» (Притч.23:26).
6. Если мы обратим внимание на последующие стихи, где апостол говорит о том, что преступающий закон иудей бесчестит Бога (ст.23) и, ссылаясь вероятно на пророка Исаию (Ис.52:5) утверждает, что из-за таких отступников хулится имя Божие среди язычников (ст.24), то можем истолковать этот фрагмент о святотатстве, таким образом, под ним (святотатством) Павел понимает бесчестие Бога со стороны язычников, но при этом причиной этого бесчестия является преступление иудеем закона. Язычник, к примеру, мог сказать, видя нарушение Божьего закона иудеем: «их Бог не всеведущий, т.к. если бы был таковым, то знал бы, что они не будут исполнять Его закон» или «как истинный Бог может любить таких неверных Ему людей? Значит Он не истинный».