Вы знаете, что бывают не только орфографические, пунктуационные, стилистические, синтаксические, но и логические ошибки? Конечно, знаете. Довольно часто можно встретить возмущённые критические высказывания о том, что у современных авторов проблемы с логикой. Ну, с логикой, правда, бывают проблемы, только вот сами критики редко понимают, что такое логические ошибки. И часто принимают за них несоответствие их вкусам, представлениям или здравому смыслу, с точки зрения самих критиков. А мы попробуем разобраться в логике текста.
Что такое законы логики
Логос – это «слово» в переводе с древнегреческого. Но логика наука не о речи, а о мышлении. Ещё в эпоху Античности Аристотель сформулировал четыре основных закона логики. И уже более 24 веков никто эти законы не опроверг. Да, в общем, и не пытался, так как с ними сложно спорить. Вот эти четыре закона, нарушение которых приводит к бессвязности, нелогичности мышления.
- Закон тождества.
- Закон противоречия.
- Закон исключённого третьего.
- Закон достаточного основания.
Эти законы определяют четыре базовые характеристики правильного мышления: определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Эти же характеристики являются обязательными условиями любого вменяемого, адекватного, то есть логичного текста. Потому что текст — это результат и одновременно отражение мышления автора.
Причём требования логичности распространяются не только на научные тексты, но и на публицистические, и на художественные. И не стоит ссылаться на традиционное: «Я художник — я так вижу». Логику никто не отменял даже в самом фантастическом тексте. А теперь подробнее о том, как эти четыре закона воплощаются в литературе.
Логические ошибки в тексте
Логические ошибки появляются, если автор нарушает один из этих законов. Поэтому, чтобы было понятно, я остановлюсь на каждом из них подробнее.Законов, правда, больше, но эти - главные.
Закон тождества
Это первый закон логики и он гласит: каждый объект должен быть тождественен самому себе. Да, всё в мире меняется. Но, во-первых, меняясь, вещи все равно остаются собой.
Во-вторых, закон этот имеет отношение к мышлению и, соответственно, к высказыванию. Именно в высказывании любой объект должен быть тождественен самому себе. Например: «Я люблю писать ручкой, поэтому всегда ношу с собой блокнот и карандаш». В этом высказывании нарушается закон тождества, так как ручка и карандаш не тождественны.
В литературном творчестве закон тождества проявляется, прежде всего, в правильном оперировании понятиями. Именно он предостерегает от использования синонимов с разными смысловыми оттенками, чтобы не нарушать логику текста. Например, «интеллектуал» (человек с высоким уровнем интеллекта) и «эрудит» (много знающий человек) — это разные понятия, но сплошь и рядом авторы допускают логическую ошибку, подменяя одно понятие другим. «Вор» и «мошенник», «краб» и «рак», «солдат» и «наёмник» — тоже нетождественные понятия.
Другой случай нарушения закона тождества — объединение одним общим понятием объектов, не входящих в него полностью. Например: «В доме была новой вся мебель: столы, стулья, ковры, даже кастрюли на кухне». Это логическая ошибка. Ковры и кастрюли не являются мебелью, они принадлежат другим множествам.
Нарушение закона тождества в тексте приводит к амфиболии — двусмысленности. Например: «Начальник прослушал мой доклад». Понятие «прослушал» имеет два противоположных значения, то есть оно не тождественно себе.
Это самые распространённые ошибки в тексте, связанные с нарушениями первого закона логики.
Закон противоречия
Второй закон логики неразрывно связан с первым. И часто его нарушение бывает следствием несоблюдения закона тождества. В упрощённом виде закон противоречия звучит так: «Два высказывания об одном и том же объекте не могут иметь противоположное значение».
Так, принцесса, о благородстве и скромности которой говорит автор, не может вести себя как хамка и портовая девка. Тихий неудачник из мира менеджеров не может демонстрировать чудеса храбрости и стойкости, попав в мир меча и магии. Такие изменения должны быть логически обоснованы, то есть связаны с объективными причинами.
Законы логики обязательны и при построении предложений, то есть отдельных высказываний. Например: «Антон был полной бездарностью и, обладая многочисленными талантами, вызывал зависть у своих коллег». Явная логическая ошибка.
Но случается, что такие ошибки автор делает специально. Помните песенку: «Это было жарким летом, в середине января»? Здесь нарушен закон противоречия, но сделано это намеренно, для создания комического эффекта.
Закон исключённого третьего
Этот закон следует из двух первых. Если два высказывания об одном и том же объекте противоречат друг другу, то они не могут быть истинными оба. Либо они оба ложны, либо истинно только одно. Третьего не дано. Если же оба суждения соединены в одном высказывании, то оно нелогично.
- «За работу нам заплатили хорошо, но мало». Это как? Хорошо или мало?
- «Мой дед до старости имел крепкое здоровье, хоть и часто болел».
- «Объединённое королевство жило в мире и согласии, успешно воюя с многочисленными врагами».
Закон достаточного основания
Этот закон требует установления причинно-следственных связей между явлениями и объектами. Ничто в мире не происходит просто так, без всякой причины. Это касается и природных явлений, и поступков людей. Если вы описываете магический мир, то и магия в нём должна быть подчинена определённым законам. Так, можно создать вещь из глины, воды, даже воздуха, но появившаяся из ничего карета нарушает закон логики. Поэтому у Золушки карета из тыквы.
Злодей тоже не может желать всем зла просто так, у него должна быть причина, то есть мотивация. И герой, жертвующий всем ради борьбы со злом просто потому, что так захотел автор, не вызывает доверия. Должна быть причина, мотивация. Например, злодей захватил его страну, обидел его близких и т. д.
Несмотря на то что законы логики известны не одну тысячу лет, люди не устают их нарушать и в публичных выступлениях, и в статьях, и в книгах. Уж больно эти законы неудобны, так и хочется их обойти. А потом сказать: «Я художник — я так вижу». Но логические ошибки — это тоже ошибки и они снижают доверие к автору.
"Амфиболия в художественном тексте"
"Опасности и загадки синонимов"
#литературное творчество #логика #стилистика #авторам #полезные советы