Найти в Дзене

Где логика, автор?

Оглавление

Вы знаете, что бывают не только орфографические, пунктуационные, стилистические, синтаксические, но и логические ошибки? Конечно, знаете. Довольно часто можно встретить возмущённые критические высказывания о том, что у современных авторов проблемы с логикой. Ну, с логикой, правда, бывают проблемы, только вот сами критики редко понимают, что такое логические ошибки. И часто принимают за них несоответствие их вкусам, представлениям или здравому смыслу, с точки зрения самих критиков. А мы попробуем разобраться в логике текста.

Что такое законы логики

Логос – это «слово» в переводе с древнегреческого. Но логика наука не о речи, а о мышлении. Ещё в эпоху Античности Аристотель сформулировал четыре основных закона логики. И уже более 24 веков никто эти законы не опроверг. Да, в общем, и не пытался, так как с ними сложно спорить. Вот эти четыре закона, нарушение которых приводит к бессвязности, нелогичности мышления.

  • Закон тождества.
  • Закон противоречия.
  • Закон исключённого третьего.
  • Закон достаточного основания.

Эти законы определяют четыре базовые характеристики правильного мышления: определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Эти же характеристики являются обязательными условиями любого вменяемого, адекватного, то есть логичного текста. Потому что текст — это результат и одновременно отражение мышления автора.

Причём требования логичности распространяются не только на научные тексты, но и на публицистические, и на художественные. И не стоит ссылаться на традиционное: «Я художник — я так вижу». Логику никто не отменял даже в самом фантастическом тексте. А теперь подробнее о том, как эти четыре закона воплощаются в литературе.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н. э.)
Аристотель (384 – 322 г.г. до н. э.)

Логические ошибки в тексте

Логические ошибки появляются, если автор нарушает один из этих законов. Поэтому, чтобы было понятно, я остановлюсь на каждом из них подробнее.Законов, правда, больше, но эти - главные.

Закон тождества

Это первый закон логики и он гласит: каждый объект должен быть тождественен самому себе. Да, всё в мире меняется. Но, во-первых, меняясь, вещи все равно остаются собой.

Во-вторых, закон этот имеет отношение к мышлению и, соответственно, к высказыванию. Именно в высказывании любой объект должен быть тождественен самому себе. Например: «Я люблю писать ручкой, поэтому всегда ношу с собой блокнот и карандаш». В этом высказывании нарушается закон тождества, так как ручка и карандаш не тождественны.

В литературном творчестве закон тождества проявляется, прежде всего, в правильном оперировании понятиями. Именно он предостерегает от использования синонимов с разными смысловыми оттенками, чтобы не нарушать логику текста. Например, «интеллектуал» (человек с высоким уровнем интеллекта) и «эрудит» (много знающий человек) — это разные понятия, но сплошь и рядом авторы допускают логическую ошибку, подменяя одно понятие другим. «Вор» и «мошенник», «краб» и «рак», «солдат» и «наёмник» — тоже нетождественные понятия.

Другой случай нарушения закона тождества — объединение одним общим понятием объектов, не входящих в него полностью. Например: «В доме была новой вся мебель: столы, стулья, ковры, даже кастрюли на кухне». Это логическая ошибка. Ковры и кастрюли не являются мебелью, они принадлежат другим множествам.

Нарушение закона тождества в тексте приводит к амфиболии — двусмысленности. Например: «Начальник прослушал мой доклад». Понятие «прослушал» имеет два противоположных значения, то есть оно не тождественно себе.

Это самые распространённые ошибки в тексте, связанные с нарушениями первого закона логики.

Закон противоречия

Второй закон логики неразрывно связан с первым. И часто его нарушение бывает следствием несоблюдения закона тождества. В упрощённом виде закон противоречия звучит так: «Два высказывания об одном и том же объекте не могут иметь противоположное значение».

Так, принцесса, о благородстве и скромности которой говорит автор, не может вести себя как хамка и портовая девка. Тихий неудачник из мира менеджеров не может демонстрировать чудеса храбрости и стойкости, попав в мир меча и магии. Такие изменения должны быть логически обоснованы, то есть связаны с объективными причинами.

Законы логики обязательны и при построении предложений, то есть отдельных высказываний. Например: «Антон был полной бездарностью и, обладая многочисленными талантами, вызывал зависть у своих коллег». Явная логическая ошибка.

Но случается, что такие ошибки автор делает специально. Помните песенку: «Это было жарким летом, в середине января»? Здесь нарушен закон противоречия, но сделано это намеренно, для создания комического эффекта.

"Мудрец". Художник Андрей Шишкин.
"Мудрец". Художник Андрей Шишкин.

Закон исключённого третьего

Этот закон следует из двух первых. Если два высказывания об одном и том же объекте противоречат друг другу, то они не могут быть истинными оба. Либо они оба ложны, либо истинно только одно. Третьего не дано. Если же оба суждения соединены в одном высказывании, то оно нелогично.

  • «За работу нам заплатили хорошо, но мало». Это как? Хорошо или мало?
  • «Мой дед до старости имел крепкое здоровье, хоть и часто болел».
  • «Объединённое королевство жило в мире и согласии, успешно воюя с многочисленными врагами».

Закон достаточного основания

Этот закон требует установления причинно-следственных связей между явлениями и объектами. Ничто в мире не происходит просто так, без всякой причины. Это касается и природных явлений, и поступков людей. Если вы описываете магический мир, то и магия в нём должна быть подчинена определённым законам. Так, можно создать вещь из глины, воды, даже воздуха, но появившаяся из ничего карета нарушает закон логики. Поэтому у Золушки карета из тыквы.

"Волхв". Художник Андрей Шишкин.
"Волхв". Художник Андрей Шишкин.

Злодей тоже не может желать всем зла просто так, у него должна быть причина, то есть мотивация. И герой, жертвующий всем ради борьбы со злом просто потому, что так захотел автор, не вызывает доверия. Должна быть причина, мотивация. Например, злодей захватил его страну, обидел его близких и т. д.

Несмотря на то что законы логики известны не одну тысячу лет, люди не устают их нарушать и в публичных выступлениях, и в статьях, и в книгах. Уж больно эти законы неудобны, так и хочется их обойти. А потом сказать: «Я художник — я так вижу». Но логические ошибки — это тоже ошибки и они снижают доверие к автору.

"Амфиболия в художественном тексте"

"Опасности и загадки синонимов"

#литературное творчество #логика #стилистика #авторам #полезные советы