Здравствуйте, уважаемые читатели! #КнигаРастений вновь приглашает вас в чудесный мир австралийских эндемиков, которые удивят, порадуют, а порой и напугают всех, кто приблизится к ним хотя бы на метр. Как и обещано в первой части, растения нынче будут крайне самостоятельными и, знаете, весьма полезными для тех, кто нуждается в их услугах (в основном для аборигенов).
Итак, первое растение - самое страшное, потому что многие путешественники рассказывали, будто оно поедает маленьких, а то и не очень маленьких детей, опутывая их своими листочками. Это би́блис гигантский (лат. Byblis gigantea). Высотой до полуметра, многолетнее, с одревесневающими корневищами, растение распространено в Западной Австралии на влажных кислых почвах, иногда на гарях. Впрочем, с гарей быстро вытесняется другими растениями. Самое интересное в нём не место обитания, конечно, а многочисленные скелетики грызунов, птичек и земноводных, которые валяются у корней библиса… Видимо, поэтому про него навыдумывали всякого. Растение приманивает лакомок всех видов своими красивыми цветами и пахучими желёзками на длинных и узких листьях, а потом, когда лакомка вляпывается в листья, выделяет пищеварительные ферменты, которые убивают жертву и растворяют все её мягкие ткани. Конечно, и человек может вляпаться в эти листочки, но он-то не лягушка и не мышка, вырвется очень быстро. Сейчас люди не боятся этих цветочков, наоборот, вывозят потихоньку в Европу и там рассаживают (с позволения австралийских властей, конечно, а то быстро всё растащат!).
Бовения мелкопильчатая (лат. Bowenia serrulata) попадается в диком виде в Квинсленде и относится к тем самым растениям, которые ещё динозавров травили, а то и их предков, поскольку первые окаменелости саговников находили в слоях, относящихся к пермскому периоду (а это около 300 млн лет назад было). Все саговниковые чем-то похожи на пальму, но бовении не образуют ярко выраженного ствола, он у них укорочен до минимума, а листья, похожие то ли на вайи папоротников, то ли на листья пальм, торчат практически из земли. Под землёй находится клубневидное корневище, запасающее воду, а снаружи вся эта красота: разветвлённые листья со стробилами, на которых образуются споры (причём есть и мужские и женские растения), и даже шишковидные женские скопления этих самых стробил, которые образуют ярко окрашенные, очень твёрдые и набитые гликозидами под завязку семена. Из-за этих самых гликозидов лучше даже не пытаться их на вкус пробовать, иначе вымрете, как те самые динозавры.
Завершит наш рассказ чудо-дерево нуи́тсия обильноцветущая, или рождественское дерево (Nuytsia floribúnda), и известно оно тем, что умудряется расти на самых засушливых и бедных почвах Западной Австралии, да ещё и расцветать примерно в то время, когда вы читаете эту статью. Ну, время цветения для австралийских растений вполне обычное, у них же лето, а вот приспособления для выживания крайне необычные. Корни нуитсии тянутся на десятки метров, находят корни любых других растений, и гаустории (верхушки корней, изменённые в присоски для добывания всяких вкусных вещей) присасываются к найденным корням. Всё! Нуитсия перерезает корешок хозяина так, что её корневая система становится продолжением чужой, ну и тихо-мирно высасывает ещё больше питательных веществ. Люди же, знающие об этой особенности, относятся к ней по-разному. Белые не любят, потому что корни нуитсии могут случайно «перекусить» электрический кабель и устроить короткое замыкание, а аборигены пьют сок из надрезов коры и жуют свежие корни для утоления жажды… Ну и щиты порой из древесины вырезают, радуясь тому, что они получаются твёрдыми и лёгкими.
К великому сожалению, нам придётся завершить рассказ об этой чудесной стране, но не волнуйтесь! #КнигаРастений всегда держит нос по ветру и поворачивается вслед за солнцем, как подсолнечник, чтобы радовать вас своими статьями раз за разом! Не теряйтесь!