Я Елена Васильева, некрополист. Обычно я пишу здесь истории об умерших сто лет назад людях, о красивых надгробиях, сохранившихся до нашего времени, и об истории петербургских кладбищ. Но сейчас, во время новогодних каникул, перед Рождеством, мне хочется рассказать вам про храм, которого больше нет в Петербурге.
Чудесный белокаменный храм, стоявший в начале XX века на Английской набережной, носил краткое название «Спас-на-водах», а полное звучало так: Храм Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца.
Проект храма создал архитектор М.М. Перетяткович при участии Н.В.Покровского, построил храм инженер С.Н.Смирнов, скульптором был М.О. Микешин. От вознаграждения за свою работу они отказались. Деньги на строительство храма собирали всем миром: храм должен был стать памятником всем морякам, погибшим и пропавшим без вести на Русско-Японской войне, в 1904-1905 гг.
Давайте посмотрим, как это происходило.
Постройка Спаса-на-водах
В 1908 году родственники погибших подали прошение о разрешении создать комитет по сбору денег на храм и обратились к великой княжне Ольге Константиновне, греческой королеве, с просьбой возглавить этот комитет. Почему именно к ней? Потому что Ольга Константиновна единственная из женщин носила звание адмирала Императорского Русского флота и принимала близко к сердцу все, что касалось русских моряков.
Император Николай II поддержал идею, Ольга Константиновна с радостью приняла предложение и выразила пожелание, чтобы новый храм был похож на белокаменные старинные суздальские или владимирские храмы в древнерусском стиле. Это предложение было принято архитекторами с уважением.
Зимой 1909-1910 года, пока шел сбор денег, архитекторы изучали Владимиро-Суздальскую архитектуру и церковное убранство Древней Руси. Проект нового храма создали, приняв за основу храм Покрова на Нерли.
Комитет по сбору денег опубликовал вот такое воззвание к русскому народу о сборе средств на памятник:
«…Над тысячами мучеников-героев сомкнулась безжалостная морская бездна, не осталось по ним следа, и негде над прахом их помолиться. Но не может примириться с этим сердце русского народа! Помянем же героев, принявших за Родину-мать мученический венец, сооружением в столице России ... храма-памятника подвижникам, по морям разбросанным без могилы, без креста. В сей храм ... на призыв молитвенных поминовений слетятся чистые души непогребенных и ... обретут они себе усыпальницу вечную!».
Средства для постройки храма действительно собирали всем миром. Члены императорского двора пожертвовали около 50000 рублей деньгами, помимо этого прислали церковную утварь, облачения для священнослужителей, иконы и прочие ценные вещи. Эмир Бухарский дал 1000 рублей. Деньги приходили в комитет со всей страны, люди присылали последние сбережения, даже нищие делились копейками, священники из глухих деревень слали по рублю-два, умоляя принять их лепту Христа ради... Потом даже и на стройку приезжали родные погибших, горячо благодарили строителей...
За год была собрана внушительная сумма, чуть больше 300 тыс. рублей (по другим источникам, 273 тыс) — этого было достаточно, чтобы начать строительство.
19 февраля 1909 года выбрали и освятили место для нового храма, а закладку осуществили 15 мая 1910 года, в памятную дату сражения при Цусиме. Ольга Константиновна лично участвовала в церемонии закладки и собственноручно вложила Георгиевский крест в закладной камень.
При этом событии присутствовали родственники павших моряков, и после окончания церемонии они еще долго не могли расстаться. Каждый надеялся, что здесь, в освященном месте, теперь возникнет символическая братская могила героев, умерших без православного погребения — место, где вечно будет жить память о них.
… Уж такова была участь моряков, такова доля их, что, павшим в бою, не пришлось им быть погребенными. Морские волны раскидали их, yбитых и рaненых, изувeченных и обожжeнных, и сомкнулась над ними морская пучина; нет следа об их могилах, нет тропинки к этим могилам, нет креста над ними....
14 сентября 1910 года на главу храма водружают чудесный ажурный крест, украшенный живыми цветами. Этот крест был скопирован (с небольшими изменениями) с креста Дмитриевского собора во Владимире. На торжество приезжают члены Императорской фамилии.
«Все глаза благоговейно обращены ввысь. Чувствуется, как бы и сам поднимаешься вслед за крестом, туда к небесам, и сердце трепещет от неизъяснимого восторга... Еще минута. Крест уже на куполе, уже водружен на свое место, уже закреплен цепями. Еще один символ победи христианской веры, еще один святой крест поднят к облакам, ближе к небу, и увенчал собой... новый дом Божий. На всех лицах, от высочайших особ до простого каменщика — очевидный и такой понятный восторг.»
За зиму 1910-1911 года, весну и лето 1911 года завершают внутреннюю отделку двухэтажного храма. Описание убранства храма достойно отдельной, очень большой статьи, поэтому постараюсь покороче (ох, сложно!).
Как выглядел Спас-на-водах внутри. Постройки на территории храма
Хорошо, что сохранились старые фотографии, и мы можем представить себе, как величественно выглядел белокаменный двухэтажный храм, украшенный резьбой в древнерусском стиле. Увенчан храм шлемовидным куполом, покрытым золотой смальтой. Спас-на-водах задумывался как храм-могила, поэтому вокруг него устроили откос, покрытый дерном, как обыкновенно делают на кладбищах. Таким образом, здание вышло чуть приподнятым, и это дало возможность строителям сделать два храма внутри строения: нижний и верхний.
Позади храма располагались дом для причта, звонница и башня. Войти в церковь можно было через ворота, над которыми находилась звонница. Ворота были украшены красивейшей мозаичной иконой образа Нерукотворного Спаса — о ней чуть попозже расскажу.
Рельефные двери напоминали врата из суздальского Рождественского собора, построенного в XIII веке. Башня соединялась с храмом невысокой галереей. Через 4 года после того, как храм был построен и освящен, в башне устроили музей памяти погибших моряков. Здесь хранились фотокарточки пoгибших моряков, их награды, личные вещи, документы, и прочие реликвии — свидетели побед Русского флота.
Нижний храм, расположенный на первом этаже здания, был освящен в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Покровителя моряков. Его отделка выдержана в древнерусском стиле: темная и теплая гамма красок — темно-красные, темно-синие и золотые оттенки, низкие широкие своды, массивные прямоугольные опоры. На стенах и потолке — удивительные росписи, изображающие события из жития св. Николая Чудотворца и сцены из Евангелий. С центрального крестового свода взирал на молящихся большой Нерукотворный образ Спасителя. Автором этих чудесных росписей был живописец Михаил Адамович. Все картинки кладу в галерею, листайте, пожалуйста:
Верхний храм, во втором этаже, был освящен во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя и выглядел строго и светло: высокие своды, чисто белые стены, облицованные белым камнем, украшенные только резьбой. (Источники говорят, что стены планировали расписать впоследствии, просто не успели, а мне кажется, что так и было задумано.) Стены верхнего храма несли на себе бронзовые доски-скрижали с именами всех погибших моряков. Над каждой такой скрижалью размещена икона с погибшего или участвовавшего в боях корабля.
Многие иконы были подлинными: их при кораблекрушении успели спасти моряки, или их специально поднимали с уже затонувших кораблей. Под каждой иконой шрифтом древнерусского стиля было написано название судна, перечислены бои, в котором оно участвовало, и указано число погибших на нем офицеров и нижних чинов. Все картинки кладу в галерею, листайте, пожалуйста:
Отдельно хочу обратить ваше внимание на упомянутые выше бронзовые доски. На них записали все имена, всех моряков — от адмирала до кочегара, не делая различия в чинах и в вероисповедании. Общее количество имен в храме насчитывало 8 тысяч. Никто не был забыт.
В храме каждый день совершались поминальные службы, но каждый год 31 марта (13 апреля по новому стилю) служили еще и панихиду по адмиралу Макарову и всему экипажу броненосца «Петропавловск», подoрвавшемуся на мине. Это событие потрясло многих, например, тому же Васнецову было очень тяжело смириться с фактом Русско-Японской войны, а уж гибeль броненосца он называл катастрофой, которую "едва можно вынести". На броненосце пoгиб знаменитый художник Василий Верещагин...
Прекрасные мозаичные иконы храма
Расскажу вам еще о двух иконах, повергнувших меня буквально в трепет. Первая вот эта.
Посмотрите, это надвратная мозаичная икона «Спаситель в терновом венце». Располагалась она над воротами звонницы, стоящей позади храма. Мозаика была выполнена по изображению Васнецова, которое он создал для гробницы генерала Г.А. Мина, убитoго эсеркой в 1906 году (про это отдельную историю напишу, не решилась сюда вписывать, чтоб повествование не ломать). Изображение оплечное, мы видим, что Христос облачен в багряницу. Взгляните, как скорбен лик Христа, как впивается терновый венец в чело. За ним крoвавый закат. Это начало крестного пути. Он уже претерпел избиeние и поругание, впереди крестный путь и крестная мука...
А вот эта вторая.
Я уже говорила, что в верхнем храме устроили очень высокие своды. Посмотрите, какими маленькими кажутся царские врата, и какое огромное по сравнению с ними изображение Христа.
Фигуру Спасителя было видно с любого места в храме. Это мозаичное изображение находилось в алтаре, поэтому называется запрестольным или заалтарным. Сделано оно было по рисунку академика Н.А. Бруни, и именно эта икона дала такое емкое название храму — Спас-на-Водах.
Давайте рассмотрим это изображение. Мы видим, как после сражения на океан, в коем нашли свое последнее пристанище герои русского флота, нисходит Спаситель. Лик Его трагичен. Он ужасается мучeничеству и множествам смeртей и приносит на место смeрти покой и утешение. Левой рукой Он призывает к себе пoгибших моряков, а правой благословляет океан, ставший могилой для тысяч и тысяч героев. И бьющиеся волны утихают у Его ног... На горизонте, за фигурой Христа, мы видим зарю — это явление предвещает возрождение и славу русского флота.
Эта чудесная мозаика производит огромное впечатление — даже вот в таком виде, в виде маленького цветного снимка, уцелевшего с тех времен. Смотрю на него и ощущаю благоговение, благодарность, надежду на утешение и жизнь лучшую. Должно быть, людей, приходивших в храм молиться о своих родных, она также не оставляла равнодушными. Известная в то время поэтесса Мария Веселкова-Кильштедт написала в честь этой иконы такие строки.
Янтарный сумрак, тишина,
Скрижали вдоль колонн,
А на скрижалях — имена...
Ряды, ряды имен...
О, где вы, те, кто их носил,
Где ныне ваш приют -
Ряды зеленых волн-могил
В ответ кругом встают.
Над их несметною толпой
По лону бурных вод
Воздушно легкою стопой
Христос идет вперед...
Идет сюда, в далекий храм,
Где каждую скрижаль
Воздвигла братским именам
Народная печаль
Печален сумрак золотой,
Печален белый стяг.
И полон скорби лик святой,
И скорбен Божий шаг...
Пройди, пройди, Благой Христос,
По волнам мук людских,
Чтоб океан скорбей и слез
Улегся и затих...
Вернитесь, пожалуйста, к первому фото еще на секундочку и вглядитесь повнимательнее — за закрытыми царскими вратами виднеется завеса: белая, с синими полосами крест-накрест. Это Андреевский морской флаг. Ничего в этом храме не было сделано просто так, он был полон глубокой символики. Он разделял скорбь близких о пoгибших в дальних морях и в то же время напоминал прихожанам о славе Русского флота.
Освящение Храма
И вот в конце июля 1911 года в торжественной обстановке двухэтажный белокаменный храм был освящен. На торжестве присутствовали особы Императорской фамилии. В Петербург специально прибыла Ольга Константиновна и поднесла в дар храму древнюю русскую икону Шуйской Божьей матери.
Торжество продолжалось несколько дней. Сначала освятили нижний храм, затем подняли колокола, отслужили всенощную, потом освятили верхний храм и устроили Крестный ход. Государю императору были представлены архитектор храма М.М. Перетяткович, инженер-строитель С.Н. Смирнов и скульптор М.О. Микешин, украсивший каменные стены искусной резьбой.
После освящения Николай II с августейшей Семьей отбыли на яхте в летнюю резиденцию, и в храм наконец впустили публику.
Люди заказывали панихиды, молились об упокоении своих погибших и о здравии живых, в храм приводили детей из учебных заведений на экскурсии. С.Н. Смирнов от лица всех строителей храма пишет: «Нам <...> было хорошо на душе в сознании выполненного долга, и каждому из нас хотелось, чтобы старинная, XII века церковь, не поддавшаяся нашествию татар, явилась памятником торжества непоколебимого народного духа и славы погибшим за отечество морякам.»
Память
Спас-на-Водах на Английской набережной и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове образовали собой как бы духовные ворота для входящих по Неве в Петербург судов. Курсанты из Морского кадетского корпуса часто приходили в храм на торжественные богослужения, чтили память о погибших старших товарищах и их подвиги во имя славы отечества.
Спас-на-водах был единственным во всей России храмом-памятником подобного рода, поэтому люди из самых разных городов приезжали посмотреть на чудесный храм-памятник и поклониться памяти моряков. Тем более что вскоре началась Первая Мировая война, и число погибших кораблей и экипажей возросло, а стены храма пополнились новыми скрижалями... но...
Советский период жизни Спаса-на-водах
Но... вы уже догадываетесь? Грянула революция (и сейчас мне опять скажут, что я пишу антисоветчину). В 1919 году храм стал приходским. Потом закрылся. Потом открылся.
С великим трудом, силами причта и прихожан он кое-как продержался до 1930-х. Уже ясно было, что его дни сочтены. Люди просили оставить храм в покое. Собирали подписи — тысячи подписей. Прорывались на приемы к вышестоящим лицам. Существует городская легенда, рассказывающая, что старые моряки приходили к первому секретарю ленинградского обкома тов. Кирову и буквально на коленях просили сохранить здание храма. Но ничего не помогло.
В 1931 году храм был закрыт. В 1932 взoрван. По словам той же легенды, тов. Киров и прочее городское начальство наблюдало за взрывoм с противоположного берега Невы.
Осколки мозаичной смальты укрыли землю. Бронзовые скрижали с именами погибших моряков либо утопили в Неве, либо сдали в магазины, предназначив для рубки мяса (бррр, до чего символично, мороз по коже).
Помните прекрасный запрестольный образ Спасителя, шествующего по океанским водам? Чудом, буквально чудом уцелела часть с Его ликом: взрывом она была отброшена в Новоадмиралтейский канал (помните, алтарная стена храма была обращена к каналу?) и лежала там. Лик просвечивал со дна через толщу воды и вгонял горожан в трепет. Потом этот обломок таинственным образом пропал.
А причт храма и активных прихожан репрессировали. Я все еще антисоветски настроена? Удивительно.
Постсоветская история
В 1995 году в запасниках Русского музея отыскались три васнецовские мозаики, принадлежавшие ранее Спасу-на-водах. Оказывается, перед взрывом сотрудники музея смогли их демонтировать и спрятать. Уцелели две мозаики из верхнего храма: «Несение Креста» и «Моление о Чаше», и — !!! — так потрясшая меня надвратная мозаика с Нерукотворным образом Спасителя в терновом венце. Там же, в запасниках музея, скрывалась и четвертая мозаика — чудом уцелевший при взрыве и спасенный со дна канала обломок запрестольной иконы с ликом Спасителя. Господи, благослови людей Твоих, которые смогли ночью вытащить его со дня канала, отвезти в безопасное место и спрятать. А вы посмотрите фото этих мозаик в галерее, пожалуйста:
Вещи и документы из музея памяти моряков нашлись в Центральном Военно-морском музее, их туда передали, оказывается, еще в 1929 году.
А вот скрижали с именами ушли в небытие. Они создавались в единственном экземпляре, копий не делали (почему, интересно). Все имена собирали и сверяли две барышни Ельчаниновы: рассылали десятки тысяч воззваний во все края, проверяли имена, отмечали их в книгах, сверяли с занесенными на бронзовые доски... Этот кропотливый труд сейчас вряд ли кто сможет повторить. Многое безвозвратно утрачено...
Сейчас на том месте, где когда-то красовался Спас-на-Водах, стоит один из промышленных корпусов Адмиралтейского завода — прямо на фундаменте храма. А через бывшую алтарную часть проложена дорога. Поэтому восстановить храм на прежнем месте, кажется, невозможно.
Возрождение памяти
Спустя 93 года после Цусимского сражения, 27 мая 1998 года, на набережной Невы, вне территории завода, была заложена часовня храма Спаса-на-водах. В углубление закладной доски, как сто лет назад, положили Георгиевский крест. Сделал это внук человека, принимавшего участие в строительстве Спаса-на-водах.
В 2003 году часовню освятили во имя святителя Николая, а в 2007 году в ней разместили уцелевшие мозаики, до той поры экспонировавшиеся в Военно-Морской академии. В часовне также находится серебряная закладная доска подлодки «АГ-11», воевавшей в Первую Мировую войну, редкие книги и альбомы из личных архивов моряков-эмигрантов. Были также выставлены образцы русского морского холоднoго oружия из частных коллекций.
Помимо этого, в часовне служат панихиды по погибшим морякам.
В часовню и сейчас можно прийти и посмотреть на мозаики, правда, она работает по сложному расписанию, лучше предварительно позвонить и уточнить. Сама сейчас удивляюсь, почему я до сих пор не там.
Еще момент. На заборе, окружающем территорию завода, 13 августа 2011 была установлена памятная доска в честь столетия освящения Спаса-на-Водах.
Что я думаю о причинах уничтожения храма
Сильно рискую, но скажу. Уничтoжали не храм. Уничтoжали пaмять. Пaмять о подвигах, пaмять о Русском флоте, пaмять о сильнoй импeрии, о гeроических сражeниях, о вeликих людях...
Постскриптум
Завершить эту огромную статью хочу словами епископа Каширского Евдокима. Во время сбора денег на возведение храма о.Евдоким прочитал несколько лекций из священной истории, и сбор от этих лекций пожертвован был в пользу храма. Председатель Комитета по сбору денег П.Н. Огарев (он возглавлял комитет по поручению Ольги Константиновны, которая, будучи греческой королевой, не могла все время присутствовать в Петербурге) письменно поблагодарил о. Евдокима за его вклад, и о. Евдоким откликнулся такими словами:
«...Бесславна и позорна была бы та страна, которая не умеет ценить тех, кто за них или вместо них умер... Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним святую Русь своими собственными руками»
Спасибо тем, кто дочитал. Восхищена вашим терпением.