Жизнь императора Августина I Мексиканского (он же Августин де Итурбиде) наглядно демонстрирует как нельзя лучше стремительную переменчивость жизни в стране, в которой назрела необходимость реформации. В Мексики развивались процессы, повлекшие собою независимость страны.
Августин был человеком, до поры до времени умело адаптирующимся в эпоху перемен. Так В 1810 году он осудил восстание, поднятое священником Идальго. Августин в те времена был на стороне роялистов. Тогда Августин сражался и победил своих соперников.
А в 1821 году Августин уже присоединился к силам, добивавшимся независимости: именно он согласовал с Герреро план Игуалы и после быстрой победы его армии Тригаранте положил конец трем векам испанского господства.
Провозглашенный императором Мексики по именем Августин I под голоса ликующего населения, в 1823 году он был вынужден отречься от престола. В следующем году его ждала еще более незавидная участь, ведь судьба и любовь народа столь изменчивы.
***
Сын испанского землевладельца и знатного креола, Августин де Итурбиде очень скоро оставил учебу в семинарии вместе со своими земляками, чтобы поступить в королевскую армию в возрасте четырнадцати лет. В 22 года он женился на знатной и богатой Ане Марии Уарте, брак с которой принес Августину внушительные средства и в браке с которой у них родятся шестеро детей.
В 1810 году Августин в том числе как человек военный отказался участвовать в восстании против испанцев, которое возглавил тогда священник Мигель Идальго-и-Кастилия. Кризис власти в Испании и запросы на перемены снизу, в какой-то степени являвшиеся и отголосками свершившейся во Франции революции, подняли в основном местное население индейцев и метисов на борьбу против колониального правительства, монополий, удушающих экономику, против рабства как такового.
Война затянулась более чем на десять лет, унеся множество жизней. В частности, и жизнь Мигеля Идальго, национального героя современной Мексики, попавшего в плен и мужественно встретившего смерть в результате расстрела.
В такие непростые времена Августин начинал свою карьеру. Волею судьбы он был среди колониальных сил, защищающих от революционеров родной город Вальядолид. В борьбе с повстанцами Августин тогда смог замечательно проявить себя, заслужив повышение до звания капитана.
Уже в новом звании Августин де Итурбиде продолжил сражался с партизанами, выступающими за независимость. В конечном итоге он взял в плен повстанцев при Альбино Лицеагу, а затем и лидера повстанцев - Игнасио Лопеса Района, который после смерти Идальго в 1811 году руководил революционными силами. Такого рода успех принес ему повышение до полковника. А позже Августин был уже назначен генерал-командующим провинцией Гуанахуато, где отличался неустанным преследованием повстанцев.
***
С захватом и казнью в 1815 году преемника Лопеса района Хосе Марии Морелоса восстание за независимость, казалось, было окончательно подавлено. Остатки некогда мощной армии во главе с Герреро отступили на юг.
Казалось, Августин должен был почивать на лаврах одного из победителей. Но, за годы войны с революциями не все его действия воспринимались столь однозначно. Известно, что война поспособствовала личному обогащению Итурбиде, который помимо ведения успешных военных кампаний, по-видимому, не гнушался мародерством и растратой военного бюджета.
Да и успех подавления революционеров по ряду свидетельств был в определенной степени памятен проявлениями жестокостью с противником, массовыми расстрелами пленников и насильственными действиями в отношение женщин и детей. Именно за годы непримеримой войны Августин заслужил себе прозвище "железный дракон"...
Год спустя после подавления революции различные обвинения (злоупотребление властью и растрата средств) привели к тому, что вице-король Феликс Мария Кальеха отстранил Итурбиде. Вице-король явно не подозревал, что уже вскоре положение опального генерала изменится.
Уже вскоре Августин был оправдан по всем обвинениям благодаря поддержке аудитора Баталлера и восстановлен в должностях и чинах. Но, оправдание, судя по всему, не привело к удовлетворению Итурбиде такого рода обиды со стороны колониального руководства. В собственных мемуарах он отрицал все обвинения в свой адрес. Обида была определенно стимулом дальнейших его действий.
***
В 1820 году из пепла возродились, казалось бы, с успехом подавленные волнения в стране. В это время метрополии высказывание либерально настроенного командующего испанской армии Рафаэля де Риего против абсолютистского правления Фердинанда VII положило начало волнениям в армии. Восстание увенчалось изменениями в стране – периодом так называемого Конституционного трехлетия (1820-1823). Испанский монарх был вынужден принести присягу Конституции, хотя его невозможно было назвать фигурой лояльной в отношении свершающихся либеральных перемен, что усугубило кризис в стране и, следовательно, в испанских колониальных владениях.
В то время как в Испании власть короля представлялась все более неустойчивая, в Мексике абсолютистская олигархия посчитала происходившие события своего рода угрозой собственного положения, своих привилегии. Единомышленники хотели любой ценой предотвратить очередные либеральные веяния в Мексике, склоняясь к идее учреждения в Мексике института независимой монархии, скипетр которой был бы предложен принцу из рода Бурбонов (правящая в Испании династия).
В это время вице-король Хуан Руис де Аподака назначил восстановленного в чинах Августина де Итурбиде генерал-командующим Южной армией и поручил ему покончить с войсками революционного генерала Висенте Герреро.
Вот тут-то Августин проявил свое политическое чутье и умение идти ва-банк. Понимая изначально, что ему не удастся легко победить Герреро, Итурбиде вступил с ним в секретные переговоры, а вскоре и вовсе присоединился к делу строителей независимости Мексики. Августин конечно же был осведомлен о настроениях элит, он знал, что те принятию либерального режима те предпочли бы независимость от Испании в качестве подходящего способа зацементировать абсолютизм.
Итурбиде встретился с Герреро, вместе они представили так называемый план Игуалы 24 февраля 1821 года. То была политическая программа, упор в которой основывался на трех неразрешимых принципах: независимости Мексики, равных правах испанцев и креолов, а также приоритетной роли католической церкви в новом государстве.
Это был толковый ход. Все три пункта плана способствовали его популярности среди различных слоев общества и сословий: духовенства, бывших борцов за независимость, которые вновь взялись за оружие, консервативно настроенных торговцев и землевладельцев и даже роялистов по вышеуказанным причинам.
Так называемая Армия Трех гарантий во главе Итурбида быстро пополняла свои ряды и вскоре вконец перешла к контролю над всей страной. В связи с этим новый посланник короля Испании Хуан О'Доноху был вынужден подписать Кордовский договор 24 августа 1821 года, тем самым признав независимость Мексики.
27 сентября 1821 года Августин де Итурбиде триумфально вошел в Мехико, где его воспринимали как настоящего героя, а на следующий день Августин провозгласил независимость государства официально. С этого момента Мексикой руководил регентский совет с исполнительными полномочиями, среди пяти членов которого был О'Доноху. Однако события так быстро менялись. Уже через месяц наместник испанского короля скончался, а Итурбиде как никогда раньше почувствовал себя свободным от какого-либо политического контроля.
***
В феврале 1822 года Итурбиде созвал учредительное собрание. Согласно подписанному Кордовскому договору независимая Мексика должна была называться Мексиканской империей и предстояло сформировать институт конституционной монархии, монархом которой станет представитель правящей в Испании династии Бурбонов. Но то же собрание отразило разногласия в данном вопросе.
В собрании была представлена и крупная республиканская фракция, и монархисты, которые разделились на сторонников Бурбонов (сторонников передачи престола испанскому принцу), и так называемых итурбидистов, которые видели Августина в качестве будущего императора Мексики.
Вовремя впыхнувший народный бунт поспособствовал реализации последнего варианта, ускорив дискуссии на собрании, который в итоге 19 мая провозгласил Итурбиде императором Мексики по именем Августина I.
Сохранились картины, помезно изображающие процессию возведения Августина на трон новой империи, портреты провозглашённого императора и его супруги. Но, в действительности императорский венец Августина отнюдь не столь продолжительно продержался на его голове в сравнении с тем же Наполеоном.
Сама по себе новая империя была банкротом до такой степени, что даже драгоценности для церемонии коронации Итурбиде были взяты взаймы.
Военный деятель в прошлом, император не был профессиональным политиком, не имел ни образования для управления, ни опыта решения социально-экономических вопросов. Августин не знал, как справиться с ситуацией, добравшись до власти.
В течение всего лишь десяти месяцев его правления отсутствие поддержки, помимо поддержки его безусловных сторонников, принятые императором непопулярные меры, направленные им на решение серьезных финансовых проблем государства, заметно ослабляли позиции Августина.
Очень скоро ему пришлось столкнуться с заговором республиканцев. Затем Августин решил распустить действующий совет (октябрь 1822), назначив Институтский Национальный совет, который должен был действовать полностью сообразно его интересам и воззрениям.
Начались аресты и преследования многих членов упразднённого совета, члены которого еще недавно возвели Августина на престол. Но такого рода действия императора в только что сформированном государстве не наоборот поспособствовали объединению республиканской и пробурбонской оппозиций.
С другой стороны, возведение Итурбиде на трон только что созданной Мексиканской империи не способствовало улучшению отношений с Испанией, либеральное правительство которой отказалось признать независимость Мексики и следовательно договор, подписанный недавно умершим посланником. В ноябре испанские суды объявили Кордовский договор недействительным, тем самым подбрасывая дров в огонь нестабильности положения Августина I.
В это же время управитель Веракруса Антонио Лопес де Санта-Анна безуспешно пытался захватить крепость Сан-Хуан-де-Улуа, которая была последним испанским редутом в Мексике. Реакция на неудачи не заставила себя ждать: Санта-Анна провозгласил Республику (декабрь 1822 года). Идея республики сразу же получила поддержку других генералов и даже войск, которые в принципе должны были положить конец восстанию.
Власть стремительно ускользала из рук Августина. В марте 1823 года Итурбиде был вынужден отречься от престола.
***
Он отправился в изгнание в Европу, побыл в Италии, где написал свои мемуары, а затем в Великобритании. В Европе он узнал о намерениях испанцев вернуть себе его самую драгоценную колонию. Спустя год Августин вернулся на родину, проигнорировав, что мексиканский совет объявил его предателем родины.
Бывший кузнец независимости Мексики был арестован соотечественниками в возрасте сорока одного года. Сорокаодноголетнего бывшего императора и его семью сопроводил командующий Фелипе де Ла Гарза в деревню Падилья. Итурбиде на тот момент не знал, что против него существует указ, предполагающий расстрел.
Приговор не замедлили привести в исполнение. Накануне расстрела Августин имел возможность видеть саященника, отпустившего ему грехи после исповеди. Перед своей кончиной Августин произнес последние слова: “Мексиканцы! Я умираю с честью, а не как предатель; не останется на моих детях и их потомков этого пятна, я не предатель, нет”.
Три пули попали сразили бывшего императора Августина де Итурбиде. Его было похоронено в приходской полузаброшенной церкви Падилья с прохудившейся крышей.
Потребовались годы, чтобы неоднозначная, часто обрисованная лишь в качестве злодея фигура была оценена взвешенно, чтобы весомая роль Августина в деле обретения независимости Мексики была признана. В 1838 году под председательством Анастасио Бустаманте останки первого императора Мексики были захоронены с почестями в часовне Святого Филиппа в глааном соборе Мексики.
Его семья после иммиграции и не сошла со страниц истории, некоторые потомки прожили достаточно яркие жизни, считаясь претендентами на трон Мексиканской империи, проживая в США.
От жесткого реалиста до расчётливого патриота, от императора до изгнанника… Разумеется, столь неожиданные и резкие повороты извилистого пути Августина связаны были не только с историческими обстоятельствами.
Харизматичный и консервативный по темпераменту, Итурбиде не был ведом какой-либо конкретной идеологии, но всегда придерживался того выбора, который как он считал, приведет его к победе. Не раз Августин воплощал в себе черты прагматичного и оппортунистического политика.
Но, несмотря на то, что его фигура в истории Мексики не столь однотонна, как у некоторых других деятелей революции, Мексика обязана ему фактом ее свершения: Августин одержал победу там, где потерпели неудачу Идальго и Морелос.