Началом научно-фантастических историй о космосе всегда служит любопытство. Мы смотрим на звездное небо и гадаем, что там происходит, каково было бы покинуть нашу планету и открыть новые горизонты.
Первую попытку совершить космическое путешествие предложил Жюль Верн в "С Земли на луну" 1865 г. Но самый знаменитый космический корабль родился не в книгах и даже не в кино, а на телевидении. Сериал "Звездный путь" познакомил зрителей со звездолетом "Энтерпрайз" в 1966 г. Этот проект предложил миф об объединенной федерации планет, где команда космического корабля путешествует по галактике, встречает разные формы жизни и решает всевозможные проблемы.
В "Звездный путь" отразился оптимистичный дух 1960-х. Бывший пилот Джин Родденберри сравнивал свой проект с вестерном "Караван повозок" 1957 г. и предлагал вариант покорения неведомых земель. Будущее, в котором все хорошо, где нет расизма, нет бедности, войн. "Звездный путь" стал первым телесериалом Америки с черной актрисой в одной из главных ролей и с первой демонстрацией межрассового поцелуя.
Многие сегодняшние сотрудники НАСА выросли на этом сериале и переняли его суть, видя миссию космических исследований в возможности создания лучшего и большего мира для всех людей.
Открытие космоса привело научных фантастов к вопросу о том, какие существа могут его заселять. В фильмах вроде "Оно! Ужас из космоса" 1958 г. инопланетяне всегда выглядели как монстры. Лента "2001 год: Космическая одиссея" 1968 г. (реж. Стенли Кубрик по роману Артура Кларка) стала первым интеллектуальным и глубоким произведением о контакте человека с внеземной цивилизацией. Картина предложила идею существования более развитого благосклонного к человечеству космического разума. Это был правдоподобный, реалистичный фильм, создавать который помогало НАСА и еще 40 корпораций.
"2001 год: Космическая одиссея" оказал огромное влияние на развитие жанра научной фантастики. Но лишь через 10 лет на экранах появился яркий образ инопланетного разумного существа - в фильме "Чужой" 1979 г. Ридли Скотта.
На основе рисунков Ханса Руди Гигера был создан образ зловещего чудовища ксеноморфа - создания, в котором смешались женские и мужские черты, черты живого существа и машины. "Чужой" стал прототипом для всех будущих фильмов об инопланетянах и сделал популярным поджанр "грязный космос".
Истории о покорении космоса всегда стирали границы воображения. Но часто сама жизнь на космических кораблях выглядела чересчур стерильной, а работа экипажа - безупречной. В фильме "Темная звезда" 1974 г. Джон Карпентер впервые предложил зрителям реалистичный, обжитой образ космического корабля. Экипаж, много лет летающий в космосе перестал заботиться о гигиене, об обмене любезностями и пр.
Сериал "Светлячок" 2002 г. перенес в космос атмосферу Дикого Запада. Он рассказывает историю, аналогичную "Звездному пути", но тут у команды нет высшей цели. Герои просто живут среди металла, грязи и пуль. Они бедны и постоянно сталкиваются с нехваткой ресурсов. А чистые и красивые места в этой вселенной - это убежище лишь богатых.
Научная фантастика создавая новые планеты и миры, создает их из абсолютного нуля. В первых фильмах вроде "Полет на Марс" 1951 г. о внешнем виде других планет особо не задумывались, они были лишь незначимым фоном для приключений и драм. Но опираясь на науку фантасты начали создавать внешние образы, экологию, культуру и обычаи планет в деталях.
Ким Стэнли Робинсон создал "Марсианскую трилогию" 1993-1996 г., описав полноценные обитаемые планеты. При этом романы он основывал на реальных снимках из Марса. Еще раньше Фрэнк Герберт дал детальное описание экологических, экономических и политических систем в своих романах "Дюна" 1963-1965 г. А роман Урсулы Ле Гуин "Левая рука тьмы" 1969 г. сконструировал реалистичный, детализированный, но абсолютно невероятный мир. Мир, полностью отличающийся от человеческого. Ее планету Зима населяли существа лишенные пола и половых влечений.
Лучшим на сегодняшний день примером мироздания является Пандора из "Аватар" 2009 г. Джеймс Кэмерон создал флору, фауну, культуру и язык аборигенов. На его планете правят не обитатели, а сама природа. Широко известно, что режиссер фильма увлекается подводными погружениями и создал животных Пандоры на основе океанических малоизвестных существ. Аналогично погружению на дно океана, он погружает зрителей в полноценный реалистичный мир "Аватара".
Но самым величайшим космическим путешествием являются "Звездные войны", стартовавшие в 1977 г. Это эпичный рассказ о космической империи и борьбе добра со злом. У Джорджа Лукаса бы выбор каким сделать свою историю об империи - сложной или простой. Простой нарратив об империи уже существовал в сериале "Флэш Гордон" 1936 г. (основан на комиксах Алекса Реймонда) - тут приключение базируется на спасении принцессы и противостоянии с темным властелином. Простенькая формула, покорившая в свое время целое поколение зрителей. Более сложный нарратив об империи представлен в цикле романов Айзека Азимова "Академия" 1942-1993 г. Первый роман вышел в 1940-е годы, когда научная фантастика пыталась стать умнее и серьезнее. Писатель рассказал историю расцвета и падения Римской империи, перенесенной в космические декорации. В основе сюжета сомнение в правильности существующих законов физики. Тут ученые могут предсказывать события, а основа взаимоотношений и власти - это торговля "психоисторией". Здесь не просто добро борется со злом, нет стрельбы и погонь. Цивилизации строятся и разрушаются на основе капитализма.
Джордж Лукас выбрал детский вариант. И он покорил весь мир. В далекой-далекой галактике добро борется со злом. Изначально многие сомневались в успехе этой картины. Но в итоге именно "Звездные войны" сформировали новый эпический и зрелищный способ демонстрации космических приключений.
Это детский фильм, но не глупый. Он вобрал в себя абсолютно все идеи научной фантастики - жажду открытий, мириады миров, невероятные пришельцы, грязный космос и классическую историю об империи. Это выжимка всего лучшего из жанра.
Источник информации: Документальный сериал "Реальная история научной фантастики", BBC, 2014 г.