В России инклюзивное образование находится на стадии становления. Как и все новое, оно вызывает интерес, настороженность, а иногда непонимание со стороны общества. Возникают вопросы. Зачем нужна инклюзия? Как она отразиться на детях с ОВЗ? Как она повлияет на здоровых детей класса? Смогут ли учителя работать эффективно в таких условиях?
Основная цель инклюзивного обучения – обеспечение равного доступа к получению образования и создание условий для успеха всех без исключения детей. В более широком смысле инклюзия предполагает независимость обучения не только от состояния здоровья, но и от прежних достижений в учебе, индивидуальных особенностей, культуры, языка, социально-экономического статуса.
Инклюзивное образование базируется на создании максимально вариативных условий обучения. Оно позволяет (в идеале) всем без исключения детям чувствовать себя равноправными членами общества. Основные элементы инклюзии:
- включение детей с ОВЗ в массовые школы (общеобразовательные, музыкальные, спортивные, художественные);
- процентное соотношение здоровых детей и детей с ОВЗ в классах такое же, как и в популяции в целом (обеспечивается адаптивность к обществу);
- классы смешанные, отсутствует идея «сортировки» или «отбраковывания» слабых, менее успешных и других детей;
- дети с ОВЗ находятся в классах, которые соответствуют их возрасту;
- педагоги обладают большим арсеналом навыков и технических средств, позволяющих создавать вариативную, безбарьерную среду обучения;
- школы ориентированы на эффективность обучения, используют децентрализованные модели.
Так зачем же нужно инклюзивное образование?
- чтобы каждый ощущал свою ценность независимо от достижений и способностей
- чтобы каждый мог выражать свои мысли и чувства
- чтобы у каждого было право на общение, право быть услышанным и принятым в обществе
- чтобы получение образования происходило в контексте реального взаимодействия с другими людьми
- чтобы была реализована потребность в дружбе, любви, поддержке.