Герои чувствительной античности не стыдились рыдать и умолять по важным поводам. Всесильный афинский стратег Перикл пустил в суде слезу, оправдывая свою жену, гетеру Аспасию; ее обвиняли в разврате. Не зря плакал, Аспасию пощадили. Римский император Август, стеная и всхлипывая, обращался к полководцу Публию Вару после разгрома армии в Тевтобургском лесу: «Вар, верни мои легионы!» Но Вар был мертв.
В более поздние времена слезы уже считались оружием слабого пола. Тем удивительнее случаи, когда к ним прибегали личности жестокие, властные. На что не пойдешь ради великих целей.
Чезаре Борджиа
В конце 15-го века этот удачливый сын папы Александра VI наводил ужас на всю Италию. Успел побывать кардиналом, кондотьером, герцогом Романьи. Ради амбициозной цели объединения страны не гнушался ничем: предавал, пытал, убивал, захватывал города, повсюду расставлял верных людей.
Италия почти сдалась молодому Борджиа – как вдруг у него умер папа. Римский папа. Главная опора Чезаре во всех делах. Тот, кстати, не пролил по отцу ни единой слезы. Во время выборов нового понтифика герцога свалила малярия, он упустил инициативу. А после сделал роковую ошибку: заключил сделку с одним из своих врагов, кардиналом Джулиано делла Ровере. Тот наобещал Чезаре сохранить за ним богатство и титулы, а взойдя на папский престол под именем Юлия II, обещания забыл. Против Борджиа пустили в ход его же оружие.
Чезаре сидит под домашним арестом, однако не теряет надежды вернуть власть: многие итальянские крепости ему преданны. Он верит в своих командиров, но им нужна помощь. На подмогу спешит кавалерия да Корелла и делла Вольпе. Только ее окружают папские войска и вынуждают сдаться.
Железный дух Борджиа сломлен: никто не видел его в таком отчаянии. Дошло до того, что сам папа Юлий пришел посочувствовать узнику. Один враг плакал, другой его утешал. Трогательная картина. Но игры в сочувствие закончены: Чезаре осужден, брошен в темницу.
Побег, поимка, снова побег. Смерть в бою. Славный конец для того, кто «держал в руках мир и войну» - так высечено на могиле Чезаре Борджиа.
Кардинал Ришелье
Он вознесся к вершинам власти благодаря королеве Марии Медичи. Она безгранично доверяет своему советнику. Королева не в ладах со старшим сыном, Людовиком XIII, даже ведет против него военные действия (в истории 17 века их противостояние останется «войнами Матери и Сына»). Арман де Ришелье изо всех сил пытается примирить Марию и Людовика: кое-как ему это удается. Постепенно он набирает вес при дворе молодого короля – и вскоре тот шагу не хочет ступить без совета умницы-кардинала.
А Ришелье уже первый министр, в его руках огромная власть. Зато он теряет расположение королевы – у них сначала политические разногласия, следом личные; Мария хочет быть хозяйкой в стране, Ришелье этому препятствует. Со стороны королевы дело доходит до открытой ненависти: она исключает кардинала из свиты, заявляет, что больше не желает того видеть.
Ришелье понимает: молодой король еще не уверен, чью сторону принять. А действовать надо быстро, Мария в ярости. И вот почти всесильный кардинал бухается на колени перед королевой, целует край ее платья, рыдая, просит простить за ошибки. Думаете, Медичи размякла? Хватит, говорит, ломать комедию, вы всегда льете слезы, когда захотите. То есть, Ришелье прибегал к дамским уловкам не впервые, вот так.
Король все же принял его сторону, а королева Мария отправилась в изгнание. Францию она больше не увидит.
Отто фон Бисмарк
Сын мелкопоместного прусского дворянина добрался до вершин власти благодаря исключительным способностям, острому политическому нюху и горячей преданности королю Вильгельму I. Эпоха Бисмарка – это создание Северогерманского союза во главе с Пруссией (Первый рейх), объединение Германии (Второй рейх); это успешные войны, выгодные альянсы и тотальная гегемония Германии на европейской политической сцене. «Железный канцлер» фактически рулит новой империей, однако Вильгельм I не всегда одобряет методы Бисмарка, то и дело противится его инициативам.
Королю не хочется затевать новую войну с Австрией, ему не нравится антикоалиционная кампания. Что остается канцлеру? Да закатить хорошую истерику, со слезами и воплями. Прямо древнегреческая трагедия. Король неизменно покупался на эти манипуляции. Добившись своего, Бисмарк утирал слезы и шел управлять дальше, железной рукой. Так продолжалось 30 лет.
После смерти Вильгельма I Бисмарк остался не у дел и ушел в отставку.
Автор – Марина Туманова