Очень интересно читать и перечитывать "Переписную книгу Вотьской пятины 7008 года". Это по нынешнему летосчислению 1500 год, а пятину называют ещё Водской — по названию народа водь, который здесь жил с глубокой древности. Речь о северо-западе Новгородской земли, где в том числе со временем появился Петербург. "На берегу пустынных волн" Пушкин писал именно про волны Невы, где вообще-то хватало и рыбаков, и грузоперевозчиков, но чего поэт не скажет ради красного словца?! А берега и вовсе пестрели деревнями, очень обжитые были края, и в "Переписной книге", составленной дьяком Дмитрием Васильевичем Китаевым и Никитой Губою Семёновым сыном Моклоковым, собрана туча занимательнейших сведений.
Через Вожскую пятину тянулась Новгородская дорога до большого и богатого села Спасского, которое раскинулось у последнего поворота Невы к Финскому заливу. На месте нынешнего Смольного собора сельчане переваливали доставленные посуху грузы на ладьи и корабли и отправляли водой дальше — в страны Балтийского и Северного морей, аж до самой Англии.
Новгородской дороги давно нет, по ней проложен Лиговский проспект, и повторю, что места здесь были обжитыми задолго до 1500 года — и тем более до 1703-го, когда сподвижники Петра Первого заложили здесь крепость святого Петра (город Санкт-Петербург появился ещё позже).
Звенигородская улица находится по соседству с Лиговкой. Однажды там что-то копали и наткнулись на прекрасно сохранившиеся древние трубы, которые во времена Вожской пятины были подведены к постоялому двору или трактиру. 9 июня 1941 года археологи сделали снимок своей находки...
...но меньше чем через две недели началась война, через три месяца — блокада; всем стало сильно не до археологии, а после войны вместо древних труб выкапывать стали неразорвавшиеся бомбы и снаряды. Очередную интереснейшую страницу отечественной истории так никто и не прочёл.