Найти в Дзене

Школа молодого педагога Рекомендации молодым педагогам ДОУ "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников"

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Рекомендации молодым педагогам ДОУ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. В наше время дошкольное образование отображает общественные, характерные образовательным системам внутренние цели, которые способствуют развитию всего народа, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Дошкольное образование и его процесс обеспечивает расширение и усложнение персональных ресурсов формирования личности ребенка средствами культуры. Нужно, чтобы в дошкольном детстве любой ребенок завоевал достаточный индивидуальный социокультурный опыт, который будет предназначаться ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Рекомендации молодым педагогам ДОУ

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

«Самое дорогое у человека - это жизнь»

Н. А. Островский.

В наше время дошкольное образование отображает общественные, характерные образовательным системам внутренние цели, которые способствуют развитию всего народа, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Дошкольное образование и его процесс обеспечивает расширение и усложнение персональных ресурсов формирования личности ребенка средствами культуры.

Нужно, чтобы в дошкольном детстве любой ребенок завоевал достаточный индивидуальный социокультурный опыт, который будет предназначаться ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

-воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

· занятия;

· заучивание стихотворений;

· сбор фотоматериалов;

· игры – занятия;

· заучивание правил безопасного поведения;

· беседы;

· дидактические игры;

· подвижные игры;

· чтение художественной литературы;

· рассматривание иллюстраций по теме;

· наблюдения;

· экскурсии;

· театрализованные представления;

· сюжетно – ролевые игры;

· игры - тренинги;

· просмотр мультфильмов;

· трудовая деятельность;

· продуктивная деятельность;

· отгадывание загадок;

· развлечения;

· досуги;

· обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

· встреча с интересными людьми;

· участие в различных конкурсах;

· личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План - схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление:

ü проведение опросов, анкетирование родителей;

познавательное направление:

ü родительские собрания, семинары-практикумы;

наглядно - информационное направление:

ü организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки - передвижки, разработка памяток;

досуговое направление:

ü совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

В заключении хочу подчеркнуть, что деятельность ДОУ по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности остается актуальной, система работы постоянно совершенствуется.

Педагогические работники осознают, что только систематическая, планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять их в различных ситуациях. Я. Коменский утверждает, что «Только то в человеке прочно и надёжно, что вошло в природу его в его первую пору жизни».

Так пусть же хорошо усвоенные детьми правила безопасности станут для них в будущем основой полноценной и счастливой жизни.