Еще в 1955 году началось проектирование будущих средне тоннажных грузовых автомобилей. В 1961 году начался серийный выпуск ГАЗ-53Ф, рассчитанный на перевозку 3 тонн груза. Форкамерные двигатели не отличались надёжностью, но могли работать на низкооктановом бензине. Двигатель, от автомобиля ГАЗ-13 Чайка выпускавшийся с 1959 года, не сразу смогли подготовить для серийного грузового автомобиля.
Двигатели V8 серии ЗМЗ-500 не могли сразу внедриться в производство в новом заводе Заволжье, еще никто в те годы, в мире не выпускал ДВС с алюминиевым блоком и мокрыми гильзами. Сначала был двигатель ЗМЗ-21 1954 года. Массовый выпуск двигателей ЗМЗ-511 для ГАЗ-53 и ЗМЗ-513 для ГАЗ-66 начался только конце 1963 года.
Базовый автомобиль ГАЗ-53 начали выпускать с 1964 года одновременно с ГАЗ-52 с двигателем и трансмиссией ГАЗ-51. ГАЗ-52 и ГАЗ-53 одновременно выпускались до 1993 года. Большую часть выпускаемых двигателей ЗМЗ V8, изготовляли для Советской Армии на автомобили ГАЗ-66 и военную технику.
С новым двигателем ЗМЗ-511 на 115 л. с. ГАЗ-53 разрешённая грузоподъёмность стала 3,5 тонны, на практике, при необходимости грузили до 8 тонн. Максимальная скорость грузовика ГАЗ-53 85 км/ч, порожняком мог разгоняться до 100 км/ч и больше.
Четырехступенчатое КПП на ГАЗ-53, при переключении требовался двойной выжим сцепления, из-за отсутствия синхронизаторов. Автомобиль ГАЗ-53 экспортировался в 36 стран, выпускали вариант для экспорта с правым рулем.
В 1984 году на ГАЗ-53А было обновление передней облицовки и форсирование двигателя. На базе автомобили ГАЗ-53 оборудовали различные установки, как фургоны, цистерны, коммунальным оборудованием. Большая часть ГАЗ-53 выпускалась в виде самосвалов и бортовых машин. До 1993 года выпустили более 4 миллионов штук.
В 1978 году началось полностью обновление грузовика ГАЗ-53, он стал немного внешне похож на немецкий автомобиль Magirus. ГАЗ-4301 выпускался в 1984–1995 годы с лицензионным дизельным двигателем Deutz. 5-ти тонный грузовик ГАЗ-4301 имел постоянные проблемы с дизельным двигателем воздушного охлаждения.
Было принято решение использовать кабину ГАЗ-4301 и выпускать ГАЗ-3307 с двигателем и трансмиссией от ГАЗ-53. Изменивший свой вид грузовик выпускали более 35 лет. Стоит отметить, что еще в 70-х годах хотели обновить кабину и облицовку на ГАЗ-53. От автомобиля ГАЗ-4301 кабина устанавливалась на все серии грузовиков ГАЗ-3306 — ГАЗ-3309.
Грузовики ГАЗ с обновлённой кабиной выпускали с различными двигателями. Устанавливались на автомобили ГАЗ дизельные двигатели воздушного охлаждения ГАЗ-542, ГАЗ-544. Турбированные дизельные двигатели водяного охлаждения Д-245, ЯМЗ-5344 и небольшие серии Cummins ISF3.
Бензиновые двигатели V8 ЗМЗ 500 серии устанавливали с различной мощностью и комплектацией до 2020 года. Автозавод с 2008 года устанавливал ГБО с двигателем ЗМЗ-523 мощностью 130 л. с. На ГАЗ-3307 с 2016 года устанавливали инжекторной двигатель ЗМЗ-524 мощностью 138 л. с. Эти двигатели ЗМЗ являются модернизацией ЗМЗ-41 разработки для военной техники. Двигатели ЗМЗ-524 и его модификации устанавливают на автобусы ПАЗ-3205.
Еще до прекращения выпуска полноприводного автомобиля ГАЗ-66 начали выпускать полноприводный грузовик ГАЗ-3308 с различными комплектациями. Для села выпускался ГАЗ-33 085 с дизельным двигателем, полным приводом и двускатной задней ошиновкой.
31 год устанавливались кабины от ГАЗ-4301 на различные модели грузовиков. Все грузовики ГАЗ связывает сборка на одном заводе и конструкция грузовика с небольшими изменениями создаваемая 70 лет назад.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"