Кто из родителей не задавал себе вопрос — почему ребенок в школу не хочет идти? У меня теперь есть ответ, и он прекрасен.
Вот скажите, дорогие взрослые, вы в армию, или, не дай Бог, в тюрьму, желаете? Нет? А почему ребенок ваш туда стремиться, тогда, должен?
Хотите сказать, школа — это не армия и не тюрьма? Я тоже так думал, пока прекрасная дама в комментарии не написала — что школа, это как тюрьма или армия.
Читал и восхищался! Какой глубокий уровень погружения в педагогику — несомненно, любимую науку, ставшую профессией! Какая удивительная чуткость, какое восхитительное понимание подростковой (и не только) психологии.
Школа — место сплочения подростков, потому там действует режим. Как в тюрьме или в армии.
А пальцы в розетке — это мировоззрение.
Я вот, старый да глупый, всегда был уверен — пальцы в розетку толкают малыши в своем неуемном детском любопытстве, познавая мир. И, поначалу, пока малыш еще не набрался опыта, розетку надо закрывать, объясняя ему, возможно, не раз и не два, к чему порочная практика толкания пальцев и предметов в отверстия, для этого не предназначенные, приводит.
А енто, оказывается, МИРОВОЗРЕНИЕ. О как. Да еще у «недовзрослых».
Тут бы смайл рука-лицо пририсовать, но я уже не раз и не два писал — в смайлы не умею. Потому словами буду, словами. И не педагогически, а так… Из опыта. Вспоминая подростка-себя, своих друзей-приятелей, делая выводы из наблюдений за подростками нынешними.
Любой человек это, в первую очередь, личность. И подросток — тоже. Нравится это педагогам, для которых школа как тюрьма или армия, не нравится — неважно. Это — данность, которую любо принимаешь, и выстраиваешь с подростками отношения, основанные на взаимном уважении, или не принимаешь и получаешь кучу проблем. Подростковую агрессию — в том числе. Потому что не будет подросток нормально относиться к человеку, который держит его на положении «недовзрослого».
Подростка можно принудить терпеть такое к себе отношение, но, в таком случае, ситуация будет обрастать проблемами, как снежный ком. И в один далеко не прекрасный день обрушится на голову взрослых, вызвав у тех сотрясение возмущения — мол, как этот «недовзрослый» что-то смеет. И система «школа как тюрьма или армия» тут не спасет.
А можно пойти другим путем: признавать, что все мы разные, что у каждого из нас — разное отношение к миру (да-да, то самое мировоззрение, которое вовсе не про «толкать пальцы в розетку»), разные точки зрения, разное восприятие каких-либо событий. Признавать это и не только говорить, но и демонстрировать, что это нормально. Нормально, до тех пор, пока не преступаются границы, установленные Уголовным и Гражданским кодексами, например.
И, в таком случае, подростки начинают, во-первых слушать, а, во-вторых, прислушиваться, доверять, уважать.
Можно устроить показательное линчевание подростка в «гоблинской» толстовке или с крашеными волосами, да только толку от этого будет ноль. Он затаится и отомстит, по своему, как слабейший. Возможно, исподтишка. А, возможно, и громко сорвется. В системе, где школа воспринимается педагогом как тюрьма или армия, это нормально и естественно.
Вот только не надо потом жаловаться на подростковую агрессию.
А можно не обратить на эту толстовку и волосы внимание и просто пережить период этого «модного протеста». У подростков это быстро проходит. Сегодня он фиолетовый. Завтра — зеленый, послезавтра — вообще лысый. Ничего в этом страшного нет, кроме того, что внешность не соответствует чьим-то утонченным вкусам. Так внешность — его дело, даже если взрослые думают иначе.
Что касается подростковых беременностей… «Делать замечания» по этому поводу, со стороны преподавателей — это вообще, пардоньте, верх беспардонности и безумия. Единственный способ их предотвратить — рассказывать на каждом углу о защите от нежелательных последствий. И средства защиты делать для подростков легко доступными. Тогда и проблемы этой не небудет, конечно, она была и будет всегда, просто станет не такой острой.
По-другому никак.
И да… школа, это, все-таки, не тюрьма и не армия. Школа — это либо учреждение, оказывающее определенный набор услуг (образовательных), либо один из институтов общества, призванный помочь раскрыться талантам ребенка. Каждый может выбрать то определение, которое ему нравится.