Завершается Рождественский Пост. Все Православные люди готовятся ко встрече одного из двух Великих Праздников - Рождества Христова. (Кстати, второй Великий Праздник - Пасха - в этом году будет ранняя, 24 апреля).
Мне хотелось поздравить своих дорогих подписчиков и заглянувших "на огонек" читателей таким святочным рассказом - немного сумбурным, но вполне соответствующим одному из главных направлений канала - Серебряному веку русской культуры.
Проклятие рода Юсуповых
Все, конечно, слышали о несметных богатствах Юсуповых, известнейшей аристократической фамилии Российской империи. Поговаривали, что состояние Юсуповых превышало даже активы Царской Династии.
Наряду с богатством была еще одна "загогулина", которая не давала представителям рода полностью наслаждаться жизнью. То было - родовое проклятие, которое случилось примерно так:
Дело было в царствование Федора Алексеевича, году этак в 1680-ом. Правнук Юсуфа-мурзы по имени Абдул-Мурза в дни Поста принимал московского патриарха Иоакима, и - то ли по незнанию, то ли по желанию "поддеть" высокого гостя - угостил его гусиным паштетом.
Патриарх принял гусиную фуа-гру за рыбный деликатес, отведал и похвалил изысканное блюдо. Радушный хозяин, желая похвастаться кулинарным мастерством своего повара, признался, что патриарх откушал-то не рыбки, а искусно приготовленной гусятинки.
Но, как мы знаем, "горькая правда" хотя и лучше "сладкой лжи", но не всегда приводит к доброму итогу, иногда полезнее просто промолчать.
Осерчавший "патриарх Московский и всея России и северных стран" (так звучал его титул) по приезде с обидой доложил о случившемся царю Федору Алексеевичу, а тот примерно наказал Абдул-Мурзу, лишив всех источников дохода, тем самым обрекая бывшего богача на нищенство. Наказанный понял, что это знак, и в жизни надо срочно что-то менять. После напряженных раздумий он принял решение креститься в православной вере.
Так, Абдул-Мурза, был крещен в Православии под именем Дмитрий с фамилией Юсупово-Княжево. Но в ту же ночь было ему видение. Голос свыше произнес:
«Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут долее 26 лет».
Убийца с ангельским личиком
Князь Феликс Юсупов, стал наследником богатейшего родового богатства в 1908 году, когда его старший брат Николай был убит на дуэли взбешенным мужем своей любовницы, которому 25-летний Николай Юсупов приделал "ветвистые рога".
Младший же из братьев к этому времени уже зарекомендовал себя в столичном обществе, как "чудесный ангелочек" и любвеобильный представитель "золотой молодежи", о котором мечтали не только писаные красавицы, но и персонажи мужеского пола, тем паче Феликс давал подобного рода "сигналы-маячки", увлеченно переодеваясь в женское платье, крася губы, пудря носик и даже выступая в роли сексуальной красотки со сцены театра и в изысканных ресторациях.
При этом, демонические задатки молодого человека проступали как в теории (за его мысли о социализации родового наследства императрица Александра Федоровна назвала Феликса "законченным революционером"), так и на практике.
Организовать убийство "друга Царской Семьи" старца Григория Ефимовича Распутина и исполнить кровавое преступление в стенах собственного дворца смог бы далеко не каждый отъявленный негодяй.
Княжна Ирина Романова, которой суждено было стать Ириной Юсуповой
О красавице Ирине, внучке Царя-Миротворца Александра Третьего и племяннице нашего последнего Государя Николая Второго, известно, что в детские годы она была весьма замкнутым ребенком, но к юности, стала общительнее, дружила с царскими дочерьми, особенно с ровесницей Ольгой (внешнее сходство с которой на некоторых фото просто удивляет).
К восемнадцати годам она увлеклась поэзией, а 1913-й год как раз был ознаменован триумфом Игоря-Северянина, издавшего свой сборник "Громокипящий кубок", который "взорвал" отечественную литературу и принес подлинную славу его автору. Не знаю, встречались ли в это время княжна и поэт, но известно, что именно Ирине Юсуповой (ей она стала в феврале 1914-го года, выйдя замуж за Феликса) Игорь-Северянин обязан своим скорым возвращением из армии, куда поэта мобилизовали в военном 1916-ом. Органически певец "фиалкового ликера" и "мороженого из сирени" был несовместим с грязью окопов и муштрой на плацу, тут-то и пригодились связи и возможности влиятельной поклонницы поэта.
До большевистского переворота, который разведет по миру чету Юсуповых и будущего Короля поэтов (коронован Северянин будет в феврале 18-го), оставалось всего ничего. Чудом выжив в Крымском затворничестве, Юсуповы "короткими европейскими перебежками" окажутся в Париже и осядут там до конца дней. А Северянина судьба свяжет с эстонским севером (пророческим оказался псевдоним!), где он найдет свою главную любовь жизни - дочку плотника Фелиссу Круут.
Куда нам до нее - она жила в Париже...
Марш-бросок "Крым-Париж" непросто дался чете Юсуповых. В России они бросили 4 дворца и 6 доходных домов в Петербурге, дворец и 8 доходных домов в Москве, 30 усадеб и поместий по всей стране, Ракитянский сахарный завод, Милятинский мясной завод, Должанские антрацитные рудники, несколько кирпичных заводов и много чего другого. О коллекции юсуповских драгоценностей и в те времена рассказывали легенды, но с собой им удалось забрать лишь незначительную часть да несколько картин.
Русская эмиграция первой волны обрушила мировые цены на "золото-бриллианты" - для того, чтобы начать новую жизнь нужен был стартовый капитал, а где его было взять русским, вырвавшимся из своей "умытой кровью" страны, как не продав (за бесценок!) фамильные драгоценности?!
Юсуповым вырученных денег хватило на покупку дома в Булонском лесу, на улице Pierre Guerin. Здесь они:
- создадут свой Дом моды IrFe (дав рабочие места и зарплату многим русским дамам-эмигранткам),
- придумают новые ароматы духов (разные - для брюнеток, блондинок и рыжих!), которыми будет благоухать весь Париж,
- подадут многотысячный иск (и выиграют его!) к американской кинокомпании, представившей в фильме Ирину любовницей Распутина,
- здесь же будут написаны мемуары Феликса, вновь перемалывающие тему убийства Святого старца.
Все это приносило деньги, которые были необходимы чете, не только чтобы поддерживать свой образ жизни "успешных русских", но и много и активно помогать нуждающимся русским людям за рубежом.
Новая встреча с Северяниным
Вынужденная эмиграция поэта, замешанная на хроническом безденежье, вынуждала его искать заработки в Европе. Большей частью это были Балканы с их близкой славянской культурой, но в 1931 году был и Париж, где Феликс помог "стареющему поэту" с организацией концертов в престижных парижских залах. Эти выступления весьма прилично с финансовой точки зрения поддержали Игоря Васильевича на ближайшие годы.
На одном из парижских концертов Северянина была Марина Цветаева, которая в письме Саломее Андрониковой восторженно будет вспоминать этот вечер:
Единственная радость ... за все это время — долгие месяцы — вечер Игоря Северянина. Он больше чем: остался поэтом, он — стал им. На эстраде стояло двадцатилетие. Стар до обмирания сердца: морщин как у трёхсотлетнего, но — занесёт голову — всё ушло — соловей!...
Рисунки от Феликса
Сам Феликс, будучи одногодком Северянина (оба родились в 1887 году), как и Король поэтов, был творчески одаренным человеком - блестяще разбирался в искусстве, писал книги, которые успешно продавались, пел и играл на сцене. Особняком стоят его художественные работы. В 1929 году на него, что называется, "нашло".
Он, никогда не учившийся технике "художки", рисовал и рисовал. Словно, кто-то водил его рукой с кистью, пером, карандашом или чем там еще полагается работать тушью и акварелью . Михаил Шемякин, возможно, точно знает ответ на этот вопрос, поскольку в юсуповских "творениях" эксперты могут найти нечто шемякинское, а кто-то даже и "Босха узрит".
Мы же просто отметим, как факт, что человек написал полтора десятка работ, и все, - как отрезало. Сам Юсупов вспоминал впоследствии:
«В те годы мне вдруг неудержимо захотелось рисовать, — Отдался рисованию с жаром. Приковало к столу, точно колдовской силой...
Словно злая сила, поселившаяся во мне, владела моей рукой. Словно кто-то рисовал за меня.»
Он неотрывно рисует на протяжении нескольких недель. Затем прекращает рисовать навсегда.
Этих рисунков — тушью и акварелью — было сделано всего 15. Все они представляют собой аллегорическое олицетворение страстей человеческих. Там есть "Желание", "Зависть", "Безразличие", "Удивление", "Сомнение" и проч.
Девочки - это замечательно!
Что это было - избавление от распутинского груза? Но до конца дней, насколько известно, Феликс Феликсович не каялся, а скорее наоборот, гордился совершенным злодеянием. Или то был некий пик дьяволиады этого несомненно талантливого и уникального человека. А, может быть, - ну, вдруг! - избавление от фамильного проклятия?
Кстати, от Феликса с Ириной в роду Юсуповых пошла традиция не искушать судьбу, "делая" в семье мальчиков. Только девочки. Дочь Ирина, внучка Ксения, правнучка Татьяна, у которой растут тоже две дочери 17-летняя Марилья и 15-летняя Жасмин-Ксения.
Ну, а что, девочки - это тоже хорошо.
Даже - замечательно!