Найти тему

Долгая дорога к морю - 9. Ещё о практике в море – зарабатываем плавценз.

1,2K прочитали

Начало здесь и здесь.

Но чтобы стать профессиональным судоводителем, овладеть только теоретическими знаниями недостаточно. Надо иметь практику и опыт. Кроме того, диплом судоводителя можно получить только при наличии плавценза работы в палубной команде не менее 12 месяцев.

С этой целью каждое лето нас направляли на практику на суда. Про первую морскую практику после второго курса я уже писал. После третьего и последующих курсов мы снова направлялись в море, либо группами - на учебные суда, либо индивидуально – в штат морских судов разных пароходств или учреждений, связанных с работой в море.

Начала практики все курсанты ждали с нетерпением. Некоторые даже сдавали досрочно экзамены, чтобы поскорее отправиться на судно. Даже личная жизнь отступала на второй план при мысли о возможности снова выйти в море. Эта особенность судьбы моряка сохранилась на всю жизнь: на берегу мы начинаем скучать по морю, задержавшись в море, начинаем тосковать по своим близким людям на берегу.

В ожидании посадки на судно. Фото из архива автора.
В ожидании посадки на судно. Фото из архива автора.
Два УПС в Ленинградском порту: Профессор Хлюстин и Зенит - на заднем плане. Фото из архива автора.
Два УПС в Ленинградском порту: Профессор Хлюстин и Зенит - на заднем плане. Фото из архива автора.
Зенит лагом у Профессора Хлюстина. Скоро они разойдутся, как в море корабли. Фото из архива автора.
Зенит лагом у Профессора Хлюстина. Скоро они разойдутся, как в море корабли. Фото из архива автора.
Шлюпочная тревога. Все моряки, прибывшие на судно, обязаны уметь спускать шлюпку, в том числе курсанты (и даже пассажиры - вспомните "Титаник"). Фото из архива автора.
Шлюпочная тревога. Все моряки, прибывшие на судно, обязаны уметь спускать шлюпку, в том числе курсанты (и даже пассажиры - вспомните "Титаник"). Фото из архива автора.
Умение определять место судна по солнцу и звёздам было важным при плавании вдали от берегов. В наше время отошло на второй план, уступив место GPS. Фото из архива автора.
Умение определять место судна по солнцу и звёздам было важным при плавании вдали от берегов. В наше время отошло на второй план, уступив место GPS. Фото из архива автора.
Взятие пеленга - важный элемент определения места судна вблизи берегов. Фото из архива автора.
Взятие пеленга - важный элемент определения места судна вблизи берегов. Фото из архива автора.

Кроме приобретения штурманских навыков, во время практики курсанты имели возможность расширить свой кругозор, посещая разные порты.

В музее истории войны в Гдыне. Фото из архива автора.
В музее истории войны в Гдыне. Фото из архива автора.

Также во время практики курсанты могли купить дефицитные тогда джинсы и какую-то мелочь в подарок. А во время индивидуальной практики мы получали настоящую зарплату согласно штатного расписания. Я был направлен в Институт Арктики и Антарктики, на Научно-исследовательское судно "Профессор Визе".

Профессор Визе в порту. Фото из открытых источников.
Профессор Визе в порту. Фото из открытых источников.

На этом судне было интересно помогать учёным проводить исследовательские работы, но для штурмана он представлял мало интереса: там был установлен один из первых в СССР спутниковых приборов "Магнавокс", громоздкий по нынешним временам, возможно, работавший ещё на лампах, который время от времени выдавал место судна. Поэтому продолжение работы в ААНИИ мне показалось мало привлекательным.

Но о распределении на работу после окончания училища - в следующий раз.

Спасибо за прочтение.

Продолжение - здесь.