Как часто у вас было такое, что вы написали список на год или на месяц, обозначили свои желания и под них сформулировали цели, а потом спустя некоторое время нашли этот список и поняли, что ничего не выполнили даже на 50%?Если вам знакома эта ситуация, то эта статья будем вам интересна и полезна. В ней я расскажу как разбирать завалы невыполненных целей, включить их в новый список и начать наконец-то что-то делать.
Как правильно работать со старым списком целей?
📝Обычно, когда мы находим старые списки, то мы
- либо их сразу выбрасываем,
- либо читаем и понимаем, что ничего из запланированного не сделали, расстраиваемся и опять закидываем список куда-нибудь далеко.
Но это ни к чему не приведет. Наоборот, сам факт отсутствия выполненных задач будет демотивировать и только стопорить еще больше. Поэтому важно проработать старый список, трансформировать его и включить в новый список.
📌Поэтому работу со список мы разделим на 2 части.
- в первой части мы проанализируем старый список, сгруппируем цели и попытаемся понять, какие условия помешали нам для их достижения;
- во второй части мы добавим старые цели в новый список посредством техники 5-ти шагового планирования, которая изложена в статье "Пять этапов любого планирования".
Как анализировать свои цели и желания?
📌Для анализа старого списка вам понадобятся:
- ножницы
- фломастеры
- вырезанные из бумаги карточки
- старый список
- новый список (если он есть)
Вам нужно вырезать карточки, на которые вы будете записывать цели из старого списка. Каждой цели будет соответствовать своя карточка и свой цвет. Для последнего нам и нужны фломастеры. Каждый цвет будет означать определенную категорию (группу), куда вы будете отводить каждую карточку. Это нужно для того, чтобы вместо обычного списка, создать визуальную структуру планирования, которая будет наглядна легко воспринимаема. Сами цели вы записываете привычным вам инструментов, ручкой, черным фломастером и т.д. Цветные фломастеры нам понадобиться чуть позже.
📌Теперь нам нужно разложить старые цели на группы.
Шаг 1: раскладываем цели на три группы.
- 1 группа - цели, которые выполнены
- 2 группа - цели, которые не выполнены
- 3 группа - цели, которые вы начали реализовывать, но они не выполнены до конца
🌟напоминанию, что эти цели вы пока что записываете обычным цветом.
Шаг 2: анализ карточек внутри группы.
💌1 группу карточек мы не трогаем, так как они выполнены. Их можно отложить. Но это не значит, что выбросить. Важно накапливать и хранить достижения, потому в минуты отчаяния можно открывать коробочку с карточками и видеть, что вы не с начала каждый раз начинаете, а у вас уже есть опыт, когда вы достигали своих целей и осуществляли желания. Осознание этого будет вдохновлять и мотивировать идти дальше и не опускать руки.
💌Карточки из 2-й группы мы разделим сначала на сферы жизни. У меня это, например,
- физическая (все что связанно с моим телом и здоровьем)
- материальная (мои финансы, условия и качество проживания)
- социальная (разного рода отношения с другими людьми: семья, друзья и т.д.)
- духовная (все то, что связанно с развитием моих знаний об этом мире и о самой себе: учеба и саморазвитие)
Вы можете выбрать для себя такие же сферы, либо придумать свои. Теперь определите для себя цвет каждой сферы. В моем примере это будет так: физическая - 🟥красный; материальная - 🟩зеленый; социальная - 🟨желтый; духовная - 🟪фиолетовый. На каждой карточке в левом верхнем углу вы рисуете квадрат такого цвета - какой сфере относится цель на карточке. После чего нужно сгруппировать карточки по сферам. Это будет 1 этапом планирования из вышеупомянутой статьи, который отвечает на вопрос "для чего мне это необходимо? т.е. для какой части сферы данная цель должна реализоваться? какой области моей жизни это принесет пользу?"
Так как 2-я группа содержит невыполненные карточки, нам теперь нужно понять почему мы не выполнили их. Это будет вторым этапом планирования. На обратной стороне карточки мы выписываем то, что помешала выполнению. Только честно. Если не сделали, потому что лень, значит так и записываем.
Далее анализируем карточки в рамках третьего этапа планирования. Отвечаем на вопрос. "Нужно ли мне стремиться к этой цели в данный период моей жизни?" Т.е. мы должны сопоставить цель и наши потребности на ближайший период.
- Например, у меня на 4 курсе была цель выучить немецкий язык, чтобы читать немецких философов в оригинале. Сейчас я учусь в маге на социологии и мне интересны работы социологов, которые пишут на английском языке. Таким образом, на сегодняшний день у меня приоритет на изучение английского языка. Даже если я выучи немецкий в ближайшие 2 года, я не буду читать на нем, потому что область моего исследования в ближайшей перспективе переключилась на другую тему.
📌В итоге у вас получиться следующее. Разделив карточки на группы по сферам, вы в каждой группе выделите подгруппы:
- цели, которые актуальны,
- цели, которые не актуальны.
Актуальные цели вы вкладываете в свой новый список, выбирая стратегию (четвертый этап планирования) и определяя конкретные действия (пятый этап планирования). Неактуальные цели откладываете в коробку до лучших времен.
💌у нас остались карточки из 3-й группы - цели, которые мы уже начали реализовывать, но не завершили. Повторяем все, что делали с карточками второй группы: (1) обозначаем сферу, (2) выявляем причины незавершенности, (3) определяем актуальность.
НО! Отличие целей 3-й группы в том, что мы уже что-то сделали, т.е. есть какой-то результат наших действий. Нам нужно проанализировать этот результат. Если мы хоть немного в чем-то улучшились и эта цель актуальна на ближайший период, то мы её переносим в новый список. Но даже если цель актуальна, но её направление нас ни к чему не привело, значит мы либо выкидываем цель, либо изменяем её.
- Например, у вас была цель "научиться играть на гитаре". Вы купили гитару, начали смотреть видеоуроки, но в итоге так и не научились. Если эта цель все еще актуальна, то значит вам нужно поменять способ обучения, найти опытного гитариста или пойти учиться в музыкальную школу. Т.е. нужно поменять стратегию и действия. Если же неактуальна, то на обратной стороне отмечаем почему так и откладываем в коробку. Это нужно для того, чтобы потом раз в год просматривать цели и отмечать динамику своей жизни в рамках целеполагания: что хотели, почему не сделали, что изменилось и т.д.
Важное правило планирования | Добавляем старые цели в новый список
📌Для того, чтобы сделать это правильно, нужно сопоставить старые цели с новыми, потому что может случиться так, что старая цель выступит в качестве подцели новой. Тогда старую цель мы запишем не как цель, а как задачу к цели.
- Например, у вас старая цель была "начать бегать 30 минут каждый день". В новом списке у вас есть цель "Повысить качество здоровья". Новая цель намного шире старой и вбирает её в себя. Таким образом, 30-ти минутный бег становиться не самоцелью, а необходимым шагом для выполния другой более масштабной цели.
- Может случиться наоборот, что старая цель окажется более шире новой. Тогда мы новую цель сделаем подзадачей к старой.
📆ВАЖНО! В правом верхнем углу каждой карточки должна быть указана дата постановки цели. Это касается всех видов карточек. Даже когда вы составляете списки, всегда указывайте дату написания цели. Это еще один параметр, по которому вы сможете в дальнейшем отслеживать свое развитие (или его отсутствие).
📌В итоге вы проработаете список со старыми целями и желаниями и трансформируете его в новый. Держите его всегда при себе в своем ежедневнике или же в электронном виде, чтобы каждый раз планируя день, неделю, месяц, вы сопоставляли все дела с этими целями. Это дает понимание приоритетности - чему можно сказать "да", а каким событиям и делам лучше сказать "нет", так как они не соотносятся с целями.
#планирование #саморазвитие #самосовершенствование #продуктивность #самопознание #осознанность