Найти тему
Наталья Баева

"Старинная приятельница" Цензура

"Как мы можем позволить кому - то за нас решать, что именно нам читать? Что смотреть и слушать?! Почему мы должны доверять этому "кому-то"? Верить, что он умнее нас?"

Такие вопросы читатели задают, вероятно, с тех пор, как существует книга. А также театр и музыка. Цензура в любом виде вызывала отторжение уже потому что ... это же сомнение в нашей собственной способности отличать хорошее от дурного!

Можно привести здесь десятки высказываний людей, безусловно, умных. Платона, например, который считал музыку столь сильным средством воздействия на умы, что и государство можно разрушить, начав с дозволения молодёжи "петь и танцевать нетрадиционным образом". Или Радищева - он, напротив, считал, что выносить на суд читателя надобно ВСЁ. "Зачем не позволить всякому заблуждению быть явному? Явнее оно будет - скорее уничтожится".

Можно написать целую драматическую эпопею о взаимоотношениях с цензурой наших уважаемых классиков. Несложно понять их обиду, когда написанное не получалось обнародовать. Или получалось, но ... с пробелами в тексте!

Карикатура 1905 года
Карикатура 1905 года

Хотя даже и Пушкин, утомлённый общением со "старинной приятельницей", заметил, что "конец России придёт, когда напечатают Баркова". Пророчество? Баркова у нас напечатали в 1990-м.

Да что там классики! Любому автору Дзена обидно получать замечания и ограничения за "откровенный контент" или, предположим, "нецензурную лексику". В особенности потому, что невозможно добиться прямых указаний, ГДЕ хоть что-нибудь нецензурное в совершенно травоядных заметках.

Но если поставить вопрос чуть иначе? Да, взрослый человек способен отличить - и уже поэтому имеет право выбирать. Но ведь с этой способностью никто ещё не родился? Она формируется, и формируется не один год, верно? Так если в обществе будут "цвести все цветы", в том числе и ядовитые, разве не может это оказаться потерей всяких ориентиров даже для людей, формально - взрослых? Не говоря уж о детях?

-3

"В России читают умные книжки двести тысяч человек. Ну, триста. Ещё триста читают чудовищные книжки, лучше б вообще не умели читать.
В России слушают умную музыку триста тысяч человек. Ну, пятьсот. Ещё пятьдесят миллионов слушают такое, чтоб лучше б даже не знаю что.
В России смотрят умное кино те же двести, триста, пятьсот тысяч человек. Хорошо, уговорили, миллион.
Остальные не смотрят умное кино. Смотрят глупое."

Это - мнение Захара Прилепина.

Наверное, эпатажный мэтр ошибается с цифрами, но дело здесь не в тысячах или миллионах. Дело в том, что народ без указки сверху не отличит хорошего от ... скажем так... неважного.

И что нам, обижаться за народ, к коему принадлежим? Или просто осознать тот факт, что лидеров в обществе - 5%, остальные на них равняются? И это накладывает на лидеров (как формальных, так и неформальных) колоссальную ответственность.

Как это было, когда безальтернативным лидером была единственная партия?

Согласно сегодняшней легенде, сформировавшейся прямо на глазах, заслон ставился всему, что не совпадает с Генеральной Линией и не является Соцреализмом.

Проще всего убедиться в обратном, подняв 24-е (последние за год) номера журнала "Советский экран". На последних страницах - списки фильмов, выпущенных на экраны кинотеатров. Обратим внимание на "зарубежные". Никаких препятствий бытовой драме, экранизациям классики, историческому кино, детскому, полнометражному аниме...

-4

Буквально все режиссёры, которых потомки назовут великими, там представлены. По крайней мере с начала 60-х.

А мы смотрели - и думали: уж если ЭТО пробилось к нам через Железный Занавес - значит, это не лучшее. Не может быть, чтобы лучшее от нас не скрывали. Потому что "начальство - ханжи столетние".

Это касалось и музыки, и живописи. На любую выставку современного зарубежного искусства - километровые очереди. И - растерянность: львиная доля представленного вовсе не укладывалось в наше понимание искусства. Но - не признаваться же, что не понравилось! Даже самим себе не признавались потому, что это же "весь мир смотрит"!

-5

Невинная бравада, которая обернулась разочарованием страшным: убрали пресловутый Железный Занавес - и хлынули к нам помои...

А теперь мы умнее на целую эпоху. Почему же повторяем старые мифы и сочиняем новые?

Поневоле затоскуешь по тем временам, когда сам факт появления книги в печати автоматически означал "знак качества". Раз напечатано - значит, плохо быть не может.
И прежде всего это касалось литературы ДЕТСКОЙ. Невозможно было себе представить, чтобы семья совещалась: можно ЭТО дать ребёнку?! Если выпустил "Детгиз" - значит, нужно.

-6

И никакого риска наткнуться на сказки про семерых пап одного мальчика, или про царя, который решил стать девочкой,

-7

или про дружбу какашки с прокладкой...

-8

Но разве "коллективный воспитатель" - не одна из функций государства? Даже там, где об этом вслух не говорят?
Молчаливое поощрение всевозможного дебилизма в конце концов сделает дебилизм "вариантом нормы". А затем и - НОРМОЙ.