С лета 2015 г началось новое полномасштабное изучение Крымского полуострова русскими археологами. Среди исследуемых объектов оказалось хорошо знакомое отечественным историкам Приазовье. Говоря о слое середины и конца Железного Века, мы подразумеваем меотов. Часть их стала элементом многоликого населения Боспора. Иная – сарматами…
Читатели! Предком каких народов были меоты?
Старые гидронимы
Что стало Азовским морем? Меотское озеро. Первоначально люди, в честь которых оно поименовано, жили на восточной половине кромки. Край расселения доходил до кавказских предгорий. Указанная область (низменность) величали в конце Железного тысячелетия Меотийским Болотом.
География раскопок
Позже названный племенной союз расширил территорию обитания на северо-восток – до сегодняшних Краснодара, а потом и Ростова-на-Дону. Расцвет могущества совпадает с возвышением армии Александра Македонского. Речь о 4 столетии до н.э.
Село Кыз-Аул (район Керчи), археологическая зона самого города и Анапа (курган Карагодеуашх). Станицы Сенная, Ивановская, Елизаветинская и Курджипская. Темерницкое городище (Ростов-на-Дону). Пятачок у Аксайского моста через Дон. Пара краснодарских улочек и Городской Сад. Везде в указанном слое обнаружены следы могущественного квазиэтноса. «Меотийцы» (именно так) встречаются и в описаниях сражений Скифской войны 2 пол. 3 в. до н. э. Все это время они соседи обитателей древнегреческих полисов, а впоследствии даже и часть их жителей. Греки перечисляют все кланы. Замечают, как быстро меоты становятся земледельцами.
5-4 вв до нашей эры говорят нам о роскоши в среде меотской знати. А она составлялась, в первую очередь, из храбрых воинов. В том числе и женского пола. Не обязательно из потомственных аристократов. А находки в курганах на окраине Кыз-Аула (на славянский манер Яковенково) рассказывают о еще одной особенности сего воинственного народа, поклоняющегося Богине-Матери (среди воинов вообще было много женщин). Их зодчие умели возводить некрополи не хуже эллинских. А один такой изучается и поныне (к слову, совсем недалеко знаменитое Розовое Озеро республики – Кояшское). Кое-что про эту загадочную «нацию» готовы рассказать гиды исторического заповедника «Фанагория», дислоцирующегося на улице Античной в пос. Сенном.
Меотские вещицы связаны с теми же ритуалами как у киммерийцев, скифов и сарматов. Ритоны для «тостов» во время погребальных торжеств, громадные блюда. Богатое убранство помещения для самого захоронения. Золотая упряжь и т.д. Женщины-меотки (как предшественницы-скифиянки) носили первые в мире колпаки-кокошники. Богатые матроны позволяли себе штамповку из золота. С филигранью. Все их руки в браслетах!
Помимо главного божества на дорогой посуде изображались иные духи (змееногая богиня – прообраз Горгоны, головы льва – символ благородства у всех ираноязычных племен, на сотнях драгоценностей вытеснены и греческие боги).
Античные упоминания
К примеру, античные хронисты называют много племен, которых помечают общим грифом «меоты». Это – синды, агры, тореаты, дандарии, аррехи, торпеты, доски, обидиаккены, ситтакены, охаи, корраксы и аспургиане. А Страбон причисляет к ним даже тех, кого современные историки давно решили признать предками адыгов – зихов, гениохов, керкетов, псессов, фатеев и макропагонов. Разумеется, их мы здесь касаться вообще не будем. Он же упоминал, что племенная лига так называемых «аспургиан» была очень умна. Чего стоит одна только история с вероломным царем Понта Полемоном I, который захотел, заключая с варварами договор, в итоге обхитрить их. Однако его планы были рассекречены, а сам он убит…
Многие эллины включали в состав упомянутых конных людей еще и сираков (явно сарматское общество).
Попытка связи с этносами
Скорее всего, часть меотов попросту породнилась с некоторыми сарматскими кланами. Может, даже та, которая стала расселяться в землях и полисах Боспора, существовавшего с 480 г. до н.э.
Но к какой языковой группе принадлежали остальные меоты? Этот вопрос многим не дает покоя.
Украинец Константин Рахно конкретно синдов (занимали Тамань и Анапу) видит родственниками индоарийских племен (мол, на Индостане живет народец с таким же автоэтнонимом). Исследователь опирается на труды Карла Риттера, уверенного, что СИНД – это «живущий на Инде». Кстати, нашему земляку Олегу Трубачеву данная версия тоже приглянулась. Другим тоже.
А что насчет остальных кланов? Этимолог В. Ковешников считает обсуждаемую «национальность» предком адыгов. Мало того, он топоним Майкоп изводит из древнего адыгского выражения «Гора Меотов».
Иные видят в меотах южное колено «ямников». Обряд курганный! А какой язык?
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Раскопки под Нердлингеном или как выглядели хипстеры Средневековья
Трансильвания – место, где встретилось наибольшее количество всяких скитальцев
Секреты женских украшений племени вятичей