Дарите! Дарите русским женщинам эту красоту, как дарили ее им веками, делая их еще краше.
Ехали мы как-то в Павловский Посад: туристический автобус, бодрый говорок гида, заученно звучат стихи... Те, что в заголовке. Осип Мандельштам. Не целиком, целиком будет грубовато и не в тему, а вот шаль с полушалком - то да. Но только первое знакомство с Павловопосадским промыслом началось не так возвышенно, первая остановка – фирменный магазин))
Сначала это даже рассердило, душа требовала истории и красоты, а тут! Но потом подумала, а может и правильно это: вот так сразу удовлетворишь горячее желание туристов приобрести обновки, так они потом и рассказы об истории будут слушать без нетерпения?
Второй пункт программы (мужчины могут смело его прокрутить, после него будет сохранившаяся в городе старинная застройка) - Музей Павловопосадской платочной мануфактуры. Вот так порой бывает, что город маленький, а музей уникальный: благо, нашелся в этом маленьком городе человек, энтузиаст и коллекционер Владимир Шишенин, не пожелавший своими сокровищами любоваться единолично.
Основная коллекция музея – платки и шали российских мануфактур конца XIX - начала XX в.в.: шерстяные набивные и тканые, шелковые и полушелковые жаккардового ткачества, ситцевые головные и памятные, а еще уникальные шерстяные набивные панно и шелковые тканые портреты советских времен.
Пойдемте гулять и смотреть? И любоваться! (Не забывайте листать галереи фото...)
XIX век, XX, современное, наше, западное… Чтобы не насочинять лишнего, пытаться уточнять не буду, здесь просто рассматриваем коллекцию:
«Цветка» и «манера» - заготовки для ручной набивки рисунка на ткань. Непостижимая моему разуму вещь, как такие многоцветные и тонкие рисунки можно идеально совмещать на каждом следующем этапе...
1880 год. Клеймо, как защита от расплодившегося в те годы воровства рисунков:
Ковровые платки, в народе называвшиеся «турецкими». Узнаёте так любимые многими восточные "огурцы" в узоре? А ковровые потому, что ткались с помощью приемов паласного ткачества и по этой причине не имели оборотной стороны. Различить, какая сторона была изнаночная, было невозможно даже с лупой. В силу отсутствия изнанки русские шали ценились выше европейских, хотя сама мода на них пришла в Россию именно из Европы.
И сегодня на антикварных рынках русские шали ценятся больше французских — из-за высокого качества шерсти. А ведь пионеры европейской моды на шали именно французы.
Старинные платки музейной коллекции в большинстве – праздничные, поэтому они и сохранились до наших дней. Их покупали родители дочерям в приданое, дарили на свадьбу, муж покупал жене, брат – сестре.
Увы, очень много шалей ручного , да и машинного ткачества были варварски уничтожены после революции. При разграблении помещичьих усадеб, простой люд этими шалями застилал свои столы вместо скатертей, носил их на плечах и голове, подвергая частой стирке, рвал их на тряпки.
Советское время породило свои тренды - шелковые тканые портреты, например. Как вам товарищ Молотов в шелке?
Памятные платки были новым для меня знанием. Герои 1812 года, «Сувенир европейской войны 1914», «Тысячелетие России»… В фотокопилку статьи: платок к коронации Николая II – память, обернувшаяся кровью Ходынки, и юбилейное панно, посвященное 800-летию Москвы, от пола до потолка размером
А вот город видела только из заплаканного дождем стекла автобуса. Он был грустный, ждущий доброго мэра мецената, который захочет вложиться в сохранение его старой застройки, в превращение города со множеством легенд в интересную, красивую и притягательную точку российского туризма...
P.S. А! про заголовок-то! Я наконец-то знаю, что это за зверь такой – полушалочек с полустаночка)) Это все та же шаль, только размером не полновесные 1,48х1,48, а «всего» 1,25х1,25. Вот именно такую я себе тогда и приобрела. Да какую! Именную. «Ольга Лабзина» называется, по имени дочери основателя мануфактуры Якова Лабзина, женщины с судьбой непростой и загадочной...