Вы уже слышали, что цветом 2022 года Институт цвета Pantone выбрал оттенок very peri? Почему это важно и что это за цвет? И где можно встретить его в знаменитых живописных полотнах? Об этом очень захотелось рассказать и, конечно показать.
Итак, институт цвета Pantone. Что это вообще такое и почему мы должны его слушать?
Пантон (Pantone) — это компания , которая создала мировые стандарты цветов и оттенков. Дизайнеры, производители мебели, тканей, аксессуаров, маркетологи, рекламщики - все обращаются к Пантон за цветовыми схемами. Компания задаёт тренды.
Институт цвета занимается исследовательской работой: социологи, психологи и эксперты из смежных областей анализируют модные тенденции и каждый декабрь объявляют цвет грядущего года. Цвет года отражает глобальные тенденции и настроения в обществе, культуре. Так, в 2021 году выбрали сразу 2 цвета: "освещающий" жёлтый и "абсолютно серый".
А цветом 2022 года стал фиолетово-розовый. Или, как говорит Пантон, "динамичный оттенок синего барвинка с живым фиолетово-красным привкусом, который сочетает надежность и постоянство синего с энергичным и возбуждающим красным". В палитре Пантон - very peri.
Почему это важно? Это тренд сезона. То, на что будут ориентироваться создатели одежды, аксессуаров, дизайнеры интерьеров. Но мне захотелось написать об этом цвете еще и потому, что он всегда в психологии ассоциировался с творчеством и самовыражением.
О творчестве и поговорим. Этот цвет кажется очень современным. Но удивительно, что он встречается в живописи разных веков. Вы обращали внимание? Давайте вспомним.
Например, прекрасный наряд Маддалены Дони, урожденной Строцци, кисти Рафаэля. Юная девушка (ей здесь всего 17) благородного происхождения одета роскошно и держит себя величественно. Наверняка, цвет ее одежд - один из символов достатка.
Эль Греко выбрал этот цвет для одежд Марии Магдалины. Что это: цвет греха, который будто спадает с плеч женщины, или покаяние, в которое она теперь облачилась?
Анри до Тулуз-Лотрек выбрал этот оттенок фиолетового как доминантный цвет в своей работе, рассказывающей историю молодой женщины из богатой семьи, которая, влюбившись в своего преподавателя верховой езды, бросила мужа и, следуя призванию, занялась вольтижировкой и джигитовкой. Здесь цвет становится символом свободы, которая подчёркнута и широкой, эскизной манерой письма красками по картону, и смелой работой с перспективой.
А вот и Дега со своими танцовщицами. Кто это: любимая мастером балерина или дама полусвета? Судя по одежде и несколько развязной позе - второе. Хотя, как я рассказывала в одной из прошлых статей, разница была невелика. Синие и фиолетовые тона достаточно часто встречаются в работах мастера, как будто символизируя атмосферу, которую он изображал в своих полотнах.
Давайте вспомним русскую живопись. Здесь мне в голову приходит гораздо больше известных полотен.
Врубель первым ассоциируется с фиолетовыми оттенками. Кажется, это его фирменные тона. Самый близкий к very peri я нашла на рисунке "Серафим" - изображении любимого героя художника, к которому он обращался из раза в раз. Есть в нём что-то инфернальное.
Николай Рерих часто выбирал фиолетовый как цвет закатного солнца, символ перерождения и эзотерических учений, адептом которых он был. Эффект - удивительный, влюбляющий в картины мастера раз за разом.
Удивительна работа Игоря Грабаря "Зимнее утро". Можно ли было изобразить поэтичнее, нежнее, воздушнее? Фиолетовый прекрасно передает зимнее сияние, ощущение сказки, радость от солнечного утра.
Фиолетовый часто встречается в работах художников, изучавших тему космизма. Один из них - литовский художник Микалоюс Чюрлёнис, чьи работы - прекрасные фантазии на тему сотворения мира, бесконечности вселенной и красоты космоса. Не менее фантастичны и цвета на них, фиолетовый встречается достаточно часто как символ творческого начала.
Еще один авангардист - Василий Кандинский, занимавшийся исследованиями цвета. Фиолетовый он называет "охлажденным красным, как в физическом, так и в психическом смысле. Он имеет характер чего-то болезненного, погасшего, что-то печальное. Не напрасно этот цвет считается подходящим для платьев старух".
Таково мнение художника, если сравнивать его с использованием фиолетового у художников, которые мы вспоминали раньше, получаются некоторые разногласия. Мы совсем не видели старух и печали. Но, видимо, эта "Композиция" Кандинского рассказывает нам грустную историю. Чтобы понимать Кандинского лучше, нужно изучить трактаты мастера. Об этом расскажу как-нибудь в следующий раз.
Вот такая подборка получилась. Что думаете о цвете сезона? Знаю, не все его любят, но я, делая подборку, разглядела в нём оригинальность и особый шик.