Найти в Дзене
КруиЗеро

Барк «Крузенштерн»: «шашечки» на борту

Борт барка «Крузенштерн». Фото автора
Борт барка «Крузенштерн». Фото автора

В предыдущей статье о мифах и легендах барка «Крузенштерн» я задал вопрос про окраску судна: сколько «шашечек», то есть ложных портов, на его борту? Даю ответ.

Идея рисовать на борту торговых парусников ложные порты появилась в стародавние времена и поначалу приносила определённую пользу: она делала судно похожим на боевой корабль и отпугивала пиратов. Но со временем такая окраска стала чисто декоративной. В XIX веке она довольно часто встречалась на бортах клиперов и винджаммеров.

Британский четырёхмачтовый барк «Afghanistan» - типичный винджаммер конца XIX века. Фото: State Library of Victoria, Australia (public domain)
Британский четырёхмачтовый барк «Afghanistan» - типичный винджаммер конца XIX века. Фото: State Library of Victoria, Australia (public domain)

В СССР окраску с ложными портами в 1930-е годы получил знаменитый «Товарищ» - в то время наш единственный большой учебный парусник. Тогда же на нём проходил практику Пётр Сергеевич Митрофанов – будущий капитан «Седова». Запомним этот факт.

Учебный барк «Товарищ» (бывший «Lauriston»), 1930-е гг. Фото из коллекции автора
Учебный барк «Товарищ» (бывший «Lauriston»), 1930-е гг. Фото из коллекции автора

После войны преемниками погибшего «Товарища» в нашей стране стали четырёхмачтовые барки «Седов» и «Крузенштерн». Их корпуса неоднократно меняли свою окраску: были и чёрными, и белыми, пока капитан «Седова» П.С.Митрофанов в 1970 году не предложил нанести на борт судна фальшпорты – как на довоенном «Товарище». Что и было исполнено в ходе ремонта барка в Клайпеде. Из-за большой длины судна на каждом его борту было нанесено по 23 ложных порта – это, пожалуй, своеобразный рекорд! Кажется, только на гигантском пятимачтовом винджаммере «Франс 2» их было на один больше, но там псевдопорты выглядели совсем символическими – что-то вроде пунктира вдоль борта.

Барк «Седов» в новой окраске. Клайпеда, 1971 г.
Барк «Седов» в новой окраске. Клайпеда, 1971 г.

Однако «Седову» нести такую окраску довелось недолго. Парусник вскоре был поставлен на капитальный ремонт, который затянулся аж на десять лет. Барк вновь вернулся в строй в 1981 году окрашенным в белый цвет.

Но идея нанести на борту ложные порты не умерла. Почти одновременно с «Седовым» похожую окраску получил его собрат и извечный соперник «Крузенштерн» (напомню, у обоих судов был один судовладелец – Министерство рыбного хозяйства СССР). Но при этом рисунок несколько изменили: на «Крузенштерне» декоративные порты стали более вытянутыми, и на бортах их насчитывалось по 17 штук.

«Крузенштерн» в 1980-х годах. Немецкая фотооткрытка из коллекции автора
«Крузенштерн» в 1980-х годах. Немецкая фотооткрытка из коллекции автора

Надо заметить, что к 70-м годам прошлого века окраска с фальшпортами была основательно подзабыта, и её возрождение связывают именно с «Крузенштерном». Как раз в те годы советские учебные парусные суда стали принимать активное участие в международных регатах и парусных фестивалях. Внешний вид «Крузенштерна» даже просвещённой публике показался необычным и очень эффектным. Капитан И.Г.Шнейдер в своей книге «Операция Парус» (1977 г.) писал, что английский бриг «Роялист», у которого на бортах также были нарисованы ложные порты, прозвали «Мини-Крузенштерном» - настолько этот вид окраски ассоциировался с обликом нашего парусника.

Сейчас фальшивые порты встречаются чаще. Они есть на российской «Палладе», французском «Белеме», английском «Роялисте 2» и других, вплоть до пятимачтового круизного парусника «Ройял Клиппер». Но первым с этом списке всё равно считается наш «Круз».

«Крузенштерн» по состоянию на январь 1995 г. Рис. автора
«Крузенштерн» по состоянию на январь 1995 г. Рис. автора

Ну, а теперь вернёмся к вопросу о количестве «шашечек». Как мы уже знаем, изначально на «Крузенштерне» их было 17. Но давайте посмотрим на два снимка, сделанных в ходе первого кругосветного плавания парусника, состоявшегося в 1995-1996 годах.

«Крузенштерн» во Владивостоке, март 1996 г. Фото автора
«Крузенштерн» во Владивостоке, март 1996 г. Фото автора
«Крузенштерн» на рейде Балтийска, август 1996 г. Фото автора
«Крузенштерн» на рейде Балтийска, август 1996 г. Фото автора

Смотрим внимательно и считаем. На левом борту парусника 17 ложных портов, а на правом – 16! Дело в том, что перед уходом в кругосветку «Крузенштерн» в сентябре-октябре 1995 года проходил ремонт на польской верфи «Наута» в Гдыне. В ходе ремонта борта парусника отпескоструили, и разметку рисунка на борту пришлось делать заново. Эту работу поручили нашим морякам, но те в спешке немного ошиблись… Переделывать времени не было, да поначалу несимметричность окраски бортов никто и не заметил.

И вот на протяжении четверти века «Крузенштерн» покоряет моря и океаны в неизменном виде: слева 17, справа 16. Причём парусник неоднократно проходил докование, его красили, но всё время по старой разметке.

«Крузенштерн» в Бремерхафене в 2010 г. Правый борт – 16 ложных портов. Фото: Wikimedia (public domain)
«Крузенштерн» в Бремерхафене в 2010 г. Правый борт – 16 ложных портов. Фото: Wikimedia (public domain)
«Крузенштерн» входит в гавань французского Бреста для участия в парусном фестивале Tonnerres de Brest, июль 2016 г. Правый борт – 16 ложных портов. Фото автора
«Крузенштерн» входит в гавань французского Бреста для участия в парусном фестивале Tonnerres de Brest, июль 2016 г. Правый борт – 16 ложных портов. Фото автора
«Крузенштерн» во время парусного фестиваля Tonnerres de Brest, июль 2016 г. Левый борт - 17 ложных портов. Фото автора
«Крузенштерн» во время парусного фестиваля Tonnerres de Brest, июль 2016 г. Левый борт - 17 ложных портов. Фото автора

В настоящее время барк «Крузенштерн» проходит капитальный ремонт на заводе в Светлом (Калининградская область). Интересно, изменится на нём число фальшивых портов или останется прежним?

UPD: Оказывается, несимметричность окраски исправили в 2019 году во время докования и ремонта перед походом в Южную Атлантику. Теперь на обоих бортах "Крузенштерна" по 16 ложных портов.