В предыдущей статье о мифах и легендах барка «Крузенштерн» я задал вопрос про окраску судна: сколько «шашечек», то есть ложных портов, на его борту? Даю ответ.
Идея рисовать на борту торговых парусников ложные порты появилась в стародавние времена и поначалу приносила определённую пользу: она делала судно похожим на боевой корабль и отпугивала пиратов. Но со временем такая окраска стала чисто декоративной. В XIX веке она довольно часто встречалась на бортах клиперов и винджаммеров.
В СССР окраску с ложными портами в 1930-е годы получил знаменитый «Товарищ» - в то время наш единственный большой учебный парусник. Тогда же на нём проходил практику Пётр Сергеевич Митрофанов – будущий капитан «Седова». Запомним этот факт.
После войны преемниками погибшего «Товарища» в нашей стране стали четырёхмачтовые барки «Седов» и «Крузенштерн». Их корпуса неоднократно меняли свою окраску: были и чёрными, и белыми, пока капитан «Седова» П.С.Митрофанов в 1970 году не предложил нанести на борт судна фальшпорты – как на довоенном «Товарище». Что и было исполнено в ходе ремонта барка в Клайпеде. Из-за большой длины судна на каждом его борту было нанесено по 23 ложных порта – это, пожалуй, своеобразный рекорд! Кажется, только на гигантском пятимачтовом винджаммере «Франс 2» их было на один больше, но там псевдопорты выглядели совсем символическими – что-то вроде пунктира вдоль борта.
Однако «Седову» нести такую окраску довелось недолго. Парусник вскоре был поставлен на капитальный ремонт, который затянулся аж на десять лет. Барк вновь вернулся в строй в 1981 году окрашенным в белый цвет.
Но идея нанести на борту ложные порты не умерла. Почти одновременно с «Седовым» похожую окраску получил его собрат и извечный соперник «Крузенштерн» (напомню, у обоих судов был один судовладелец – Министерство рыбного хозяйства СССР). Но при этом рисунок несколько изменили: на «Крузенштерне» декоративные порты стали более вытянутыми, и на бортах их насчитывалось по 17 штук.
Надо заметить, что к 70-м годам прошлого века окраска с фальшпортами была основательно подзабыта, и её возрождение связывают именно с «Крузенштерном». Как раз в те годы советские учебные парусные суда стали принимать активное участие в международных регатах и парусных фестивалях. Внешний вид «Крузенштерна» даже просвещённой публике показался необычным и очень эффектным. Капитан И.Г.Шнейдер в своей книге «Операция Парус» (1977 г.) писал, что английский бриг «Роялист», у которого на бортах также были нарисованы ложные порты, прозвали «Мини-Крузенштерном» - настолько этот вид окраски ассоциировался с обликом нашего парусника.
Сейчас фальшивые порты встречаются чаще. Они есть на российской «Палладе», французском «Белеме», английском «Роялисте 2» и других, вплоть до пятимачтового круизного парусника «Ройял Клиппер». Но первым с этом списке всё равно считается наш «Круз».
Ну, а теперь вернёмся к вопросу о количестве «шашечек». Как мы уже знаем, изначально на «Крузенштерне» их было 17. Но давайте посмотрим на два снимка, сделанных в ходе первого кругосветного плавания парусника, состоявшегося в 1995-1996 годах.
Смотрим внимательно и считаем. На левом борту парусника 17 ложных портов, а на правом – 16! Дело в том, что перед уходом в кругосветку «Крузенштерн» в сентябре-октябре 1995 года проходил ремонт на польской верфи «Наута» в Гдыне. В ходе ремонта борта парусника отпескоструили, и разметку рисунка на борту пришлось делать заново. Эту работу поручили нашим морякам, но те в спешке немного ошиблись… Переделывать времени не было, да поначалу несимметричность окраски бортов никто и не заметил.
И вот на протяжении четверти века «Крузенштерн» покоряет моря и океаны в неизменном виде: слева 17, справа 16. Причём парусник неоднократно проходил докование, его красили, но всё время по старой разметке.
В настоящее время барк «Крузенштерн» проходит капитальный ремонт на заводе в Светлом (Калининградская область). Интересно, изменится на нём число фальшивых портов или останется прежним?
UPD: Оказывается, несимметричность окраски исправили в 2019 году во время докования и ремонта перед походом в Южную Атлантику. Теперь на обоих бортах "Крузенштерна" по 16 ложных портов.