Найти тему
Аутизм и школа

Болезнь или характер. Особенность, которая меня удивляет в Грише.

Чем больше Гриша компенсируется, тем больше смывается граница между ним и людьми. Я периодически пишу, что в общественном месте на расстоянии Гриша не выделяется из общей массы. Вблизи - тоже))) Говорит неразборчиво. Это слышно. Но каких-то особенных аутичных проявлений практически нет.

В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС, заговорившем в 10 лет.

И я как-то написала статью о том, как я отношусь к озвучиванию ребёнку диагноза.

У меня аутизм, я это не могу.
Аутизм и школа21 октября 2021

Основная там мысль была о том, что я не считаю правильным оправдываться диагнозом. Нет, надо работать над всеми возможными дефицитами и жить, не прячась за слово на букву А.

Потому что, как показала практика работы с Гришей, многие "особенности", которые описывают взрослые аутисты (в частности сенсорные) вполне могут уйти при правильной работе.

Так же. Общаться можно научить человека. Не полюбить это дело, а научиться поддерживать беседу, молчать к месту. Это просто навыки. И приобретая их, человека утрачивает страх перед людьми.

Но.

Есть один момент, который я обнаружила после того, как Григорий вышел в люди. А именно в детский коллектив. И это мне не понятно. Характер это, болезнь, следствие воспитание (здесь ржу в голос, ибо 10 лет человек никак не воспитывался, а тут, значит, завоспитывался).

Эту тему я тоже поднимала. Как отделить болезнь от характера. Ответа я не знаю.

Но тут такой странная и, на мой взгляд, удивительная особенность, что я не понимаю, следствие чего она.

Особенность такая - Грише совершенно безразлична оценка других людей. Вообще. Близких, дальних, любых.

---

Уточню, что имею ввиду.

Дети, многие взрослые тоже, когда что-то делают или говорят, постоянно ждут оценки окружения. Маленькие дети делают это открыто, заглядывая в лица взрослых, а правильно ли я всё делаю? Взрослые делают это более скрыто, но всё же тоже ждут оценки.

Травмированные дети (и взрослые) со страхом ждут негативной оценки, если что-то сделали не так, пролили, разбили, разорвали.

Есть ещё такой вариант этого же процесса, называется "А мне плевать на мнение окружающих!!!" Но плевать так ярко и протестно, что любому самопальному психологу очевидно, что человеку не плевать, а наоборот очень и очень важно мнение окружающих. Но он, человек, так устал бороться за позитивную оценку, что ушёл в протест.

На мой взгляд, это не плохо и не хорошо. Это, как я понимаю, часть эволюции. Мы, люди, учимся у окружения. И чтобы учиться эффективно, нужно постоянное подтверждение, что движемся мы в верном направлении.

Тут, конечно, важно, в какой-то момент начать думать своей головой. Вопрос только КОГДА?))

И вот среди всего это Григорий. Который словно вне всех этих игр людей. При этом он и не в протесте, буду делать, как считаю нужным. Нет. Когда у него, наконец, появились возможности учиться, как другие (послушал, повторил, запомнил), он так и учится. И для него важно делать верно, правильно. Но важно это по каким-то иным, только ему понятным причинам.

Он узнаёт законы взаимоотношений, взаимопомощи, заботы об окружающих. И делает всё это по собственной инициативе. При этом не нуждается в похвале, в оценке своих действий.

Уточню. Его все хвалят, говорят, какой он молодец. Он это принимает, как факт. Не более.
Гришу не ругают. Но исправляют его неверные действия. Он без эмоций корректирует себя. Без обид или чего-то ещё. Просто пытается делать то, что не получается, правильно. И всё.
Я наблюдаю за детьми. Когда их хвалят, они дико радуются. Гриша просто согласен)) Когда их исправляют, они обижаются, оправдываются... Грише всё равно, он просто пытается изменить алгоритм своих действий. И всё.

Тут можно предположить, что это следствие воспитания. Ибо у нас не принято манипулировать вот этой историей "плохой-хороший мальчик". Если ты делаешь это, то ты хороший мальчик, а если это, то плохой.

А все же хотят быть хорошими. Вот и стремиться делать только хорошее, чтобы быть хорошим мальчиком, и со страхом избегать плохого, чтобы не быть плохим мальчиком. Ибо это, кажется, плохо.

Почему я не использовала эту древнюю манипулятивную историю? Да потому что Гриша не понимал её... А когда начал что-то понимать, то уже было не до плохой-хороший.

При этом нечто подобное у нас всё же присутствует. Григорий считает себя супергероем и хочет быть им. А злодеем быть не хочет. И вот, когда он делает что-то из рук вон выходящее, я спрашиваю его: - Ты злодей?

- НЕТ!!! - громко заявляет Григорий.

На что я перечисляю то, что он сделал, и спрашиваю: - Ту считаешь, что герои так делают?

Гриша отвечает: - Нет, не делают.

- Ну вот и ты не делай, пожалуйста, раз ты герой.

Но даже эти диалоги его возмущают не эмоционально, а логически. Он уверен, что герой - это он. А злодей - нет. И когда я так его называю, он пытается понять, где именно он действовал, как злодей. И больше так не делает.

Всё от ума. А не от чувств. Ой, если я злодей, меня любить не будут, надо быть героем.

---

Так же, попав в детский коллектив и столкнувшись с прямыми оскорблениями, Гриша выдал такую удивительную реакцию, что поверг, например, бабушку в шок. А вот если бы она это не отметила, я бы и не заметила.

Эпизод.

Назвал его брат тупым. Гриша спросил у брата: - Почему?

Брат хихикая умчался.

Гриша подумал и пошёл к ближайшему взрослому и говорит: - Бабушка, а что такое ТУПОЙ?

Бабушка попыталась ответить.
Гриша подумал и ещё спросил: - Я тупой?

Бабушка сказала, что нет. Тогда Гриша ещё спросил: - А почему Вася (имя вымышленное) назвал меня тупым?

Бабушка тут не нашлась, что ответить.

И весь этот диалог был, как одно маленькое исследование. Без обид или ещё каких эмоций.

Уточнение. Гриша знает, что такое шутки. И усиленно учится шутить. Окружающие поддерживают.
Гриша знает, что такое оскорбления и даже пытался и этому научиться. Но мы пресекли именно вот таким, вышеописанным способом.
Как-то летом он увидел в кино, как один герой другого назвал козой. Гриша вообще не понял, почему. Я объяснила. И Гриша всех начал называть так и смеяться. Пресекла я это простыми логическими вопросами. Почему я коза? У меня есть рога? Копыта? Нету. Значит, я не коза. Я человек. Да? Да. Конец истории.
Несколько раз он пытался то же самое проделать с другими словами, но проблему решили опять же цепочкой уточняющих вопросов.

---

При этом теперь Григорий не существует вне мира по каким-то своим, ему одному известным правилам, нет. Попадая в новую ситуацию, обстановку он стремится выяснить правила, принятые в этом месте. Наблюдает, как ведут себя люди, имитирует их действия и сливается с ними. Но опять же это происходит не из желания понравится (Гриша, кажется, не знает, что это), не из страха быть не таким (Гриша отлично знает, что он не такой), а из чего-то другого.

Когда мы только начали выходить в люди, я ему открытым текстом говорила, что тебе надо научиться общаться с людьми. Общение - это как наука, и её можно изучить. Пойдём изучать. Так и ходим, изучаем.

И вот вопрос: - Как вы думаете, такое бессознательное, не специальное, равнодушие к мнению окружающих - это что? Болезнь? Характер? Воспитание? Отсутствие опыта?

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Мне встречались подобные люди. Люди бессознательно не зависящие от мнения окружающих. Я в начале думала, что это они огромную работу над собой проделали, чтобы стать вот такими, свободными. Но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что они даже не понимают меня, когда я прашивала, а как ты этого добился? Как научился абстрагироваться от оценки людей? Они не абстрагировались, они просто не знали, что это возможно, думать и придавать какое-то значение мнению окружающих относительно своих действий.

Что могу сказать. Люди это были удивительные. Очень быстро учились, мало чего боялись, с ними легко было работать, потому что не надо было думать, на какой козе к ним подъехать, чтобы не обидеть. Они в принципе не обижались на критику, а относились к ней, как информации для размышления.

Каково с ними было жить, я не знаю. Думаю, необычно))) Потому что, обратите внимание, все отношения в нашей жизни строятся на пусть маленьких, но манипуляциях друг другом. Невинных, но манипуляциях.

А с такими людьми это просто не прокатывает. Они не понимают.

Это аутизм? Не знаю. Люди, которых я встречала были очень общительны, это были актёры, режиссёры, операторы. И всегда это были увлечённые своим делом люди. Но да, немного не от мира сего.

П.С. 2. Я тут даже начала думать, а не психопатия ли это... Но то, что почитала про таких людей, совсем не подходит. Григорий сопереживает людям и делает это не на показ, а искренне. Да и на показ он вообще ничего не делает. Так же, если это в его силах, помогает. Как взрослым, так и детям. Даже незнакомым людям помогает, когда они попадают в беду (отдельная история). В общем, не знаю.

Радоваться, восхищаться или кусать локти от такой особенности сына.