В период с 1965 по 1966 год Боб Дилан выпустил три пророческих альбома, которые превратили его в самую влиятельную рок-звезду десятилетия.
Bringing It All Back Home, Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde стали знаковым явлением в рое 60-х, и эти три альбома были созданы всего за 14 месяцев.
В тот же период сложился самый знаменитый визуальный образ Дилана, дополнявший его песенное наследие. Темноволосый, худой, андрогинный персонаж. Обречённый пророк.
Солнечные очки, стоящие дыбом волосы, ботинки на высоких каблуках, тёмные джинсы и яркие рубашки. Именно этот персонаж был запечатлён в фильмах Не оглядывайся и Что-то происходит.
К весне 1965 года в дискографии Дилана было 4 полноформатых фолк-альбома, наличие которых уже внесло его в историю музыки и сделало иконой в соей нише, но Дилан был слишком крупным явлением для фолк-музыки.
Рок-н-ролл уже поднимался на вершину, были Элвис, The Beatles, Rolling Stones, но для серьёзного фолка это было ребячество, не более, поэтому сложно было представить что два этих жанра когда-либо сойдутся в одной точке и результат подобного слияния превзойдёт то, чего каждый из них добивался по отдельности.
В начале 1964 года The Beatles приехали в США дав старт «Британскому вторжению» и Дилан, записывавший тогда свои альбомы в одиночку с акустической гитарой и губной гармошкой наперевес понял что пора что-то менять в своём подходе.
Дилан:
Они (прим. The Beatles) делали то, что не делал тогда никто, их аккорды были просто возмутительными, но благодаря этой гармонии они обретали силу. Такого звучания нельзя добиться если ты не работаешь с другими музыкантами.
Тогда и было принято решение попробовать сделать запись с группой, а реализация осуществилась в течение трёх январских дней 1965 года, когда были записаны песни для альбома Bringing It All Back Home (вышел 22 марта 1965 года). Альбом был разделён на "электрическую" (7 песен) и "акустическую" части (4 песни), знаменуя собой некий переходный этап, пробу пера.
Стартовая Subterranean Homesick Blues демонстрирует миру нового «электрического Боба», соединяющего свою построенную на творчестве модернистов поэзию с шармом и грубостью блюза и рок-н-ролла. Трек кажется смелым и напористым и отчасти предвосхищает появление рэпа.
Не будучи рок-вокалистом да и вообще участником группы, Дилан толком не знал как управляться с теми звуковыми возможностями, которые давала ему группа. Боб на тот момент не обладал чутьём, позволяющим ему определить что, где и когда должен играть, поэтому музыканты играли что хотели, и это лишало песен устойчивости, но Дилан, за счёт своего голоса и внутренней энергетики удерживал расходившиеся по швам музыкальные лоскуты.
Лирическое отступление:
С исторической точки зрения не совсем верно говорить о Bringing It All Back Home, как о первом опыте Дилана с электричеством. Ещё в 1962 году он записал песню Mixed-Up Confusion, которая вышла би-сайдом на сингле Corrina, Corrina, но осталась незамеченной.
Перед студийными сессиями «группа» не репетировала, так что все песни записывались "с наскока", дубль за дублем, пока не выбирался наиболее удобоваримый вариант.
Я беру слово группа в кавычки, поскольку к моменту записи Bringing It All Back Home постоянного состава у Дилана не было. Музыканты, игравшие на «электрической» стороне альбома были наняты Диланом и продюсером Томом Уилсоном, как сайдмены, а не полноценные участники группы.
Хлёсткими номерами стали Maggie’s Farm, вошедшая в золотой фонд Дилана, Outlaw Blues, On the Road Again и Bob Dylan’s 115th Dream хоть в них динамика достигается за счёт акустического гитарного боя, Дилан явно демонстрирует рок-подачу.
В ней мощный электронный звук породнился с глубиной содержания. Мы услышали музыку с осмысленными текстами, только под рок-бит, ударные и электрогитары. Абсолютно сногсшибательно.
Джек Хольцман, основатель Elektra Records о песне Meggie's Farm.
Остальные треки "электрической" части She Belongs to Me и Love Minus Zero/No Limit более лирические полуакустические треки, в которые ведущая роль остаётся за акустической гитарой Боба, тогда как электрогитара создаёт приятный аранжировочный фон. Но оба трека представляют того лирического Дилана, который не позволял себе подавать голос на предыдущих пластинка.
Лирическая и гипнотизирующая, Love Minus Zero/No Limit в итоге оказалась одной из самых долговечных песен Дилана. Среди артистов, записавших собственные версии, можно назвать The Turtles и Джоан Баэз.
Донован о She Belongs to me:
Мне очень нравится эта песня, она прекрасна. Я думаю, что в ней очевидно влияние Бадди Холли.
Всё же считаю что они ближе к тем трекам, которые вошли в "акустическую" сторону пластинки, которую я, в силу тематического несоответствия, обойду стороной, но отмечу что Mr. Tambourine Man и It’s Alright, Ma (I’m Only Bleeding) достойны вашего внимания.
За It’s Alright, Ma (I’m Only Bleeding) даже обидно. Когда я впервые её услышал мне показалось что она отлично бы получилось в групповой аранжировке. Там же такая блюзовая основа.
И вот на концертнике Bob Dylan At Budokan справедливость восторжествовала.
Боб Дилан:
Я сочинил когда-то несколько песен, о которых сам теперь думаю с благоговением. Взять хотя бы It’s Alright, Ma, одна только аллитерация в ней сражает меня наповал.
Отдельно стоит сказать об обложке альбома, самой изысканной, на мой взгляд, из всей дилановской рок-трилогии.
Дизайнером обложки выступил Джон Берг,а фотографом был Дэниел Крамер.
Я хотел сделать нечто отличное от всего остального и порвать с традицией дизайна обложек альбомов в целом. Яхотел неподвижного и безучастного Дилана посреди водоворота хаоса, чтобы отразить, насколько восприимчивым он был: когда менялся мир, он не только выдел это, но и всё понимал. Для остальных из нас всё было просто расплывшимся пятном. Вспоминает Крамер.
Набор предметов, оказавшийся на обложке (альбомы Роберта Джонсона, Эрика Фон Шмидта и самого Дилана, журналы, картины) был собран Бобом в доме менеджера Дилана Альберта Гроссмана, в котором проходила съёмка. Кстати, девушка в красном платье это жена Гроссмана - Салли.
Поклонники после выхода пластинки стали искать тайные смыслы в расположении предметов на обложке, и в самой обложке в целом, но Крамер уверяет что их там нет и не было, но как считает сам Крамер, альбом Bringing It All Back Home изменил визуальную сторону музыки:
Многое изменилось после этого изображения. После Bringing It All Back Home обложки стали более изысканными и продуманными.
И всё же пятый альбом Боба Дилана это проба пера, сам Боб тогда находился на пороге создания ещё двух более значительных записей, о которых мы поговорим в следующих частях рассказа о Великой трилогии Боба Дилана.