Фильм 1973 года «Скорпион» позволяет ответить на вопрос: почему не бывает «бывших» разведчиков? Они просто-напросто не доживают до пенсии. А если доживают, то им не дают на оную спокойно уйти. И вообще лента категорически отличается от всякого рода романтико-авантюрных бредней про приключения «агента 007» и им подобных.
Рассказом об этом фильме мы продолжаем повествование о лентах, созданных классиком криминального кино Майклом Виннером. Поскольку накануне мы говорили о криминальных комедиях («Роковые выстрелы», «В яблочко!»), то решили несколько добавить «градуса мрака», дабы у вас сложилось правильное впечатление о творческом наследии этого режиссера.
Виннер отчетливо обозначил, что современное ему шпионское кино восходило всё-таки к нуару (через французские ленты о Лемми Кёшоне), а потому смешал все стилистические ингредиенты одном «шейкере». Здесь есть отсылки к классическому мрачному жанру, о чем говорит Берт Ланкастер. К французскому нео-нуару, на что намекает Ален Делон. А также имеются элементы британских гангстерских картин и т.п.
По этой причине «Скорпион» получился очень сумрачным фильмом. И если вы в начальной школе мечтали стать разведчиком, то после просмотра это кинокартины, скорее всего, передумаете. Здесь нет ни романтики, и увлекательных приключений. Только - цинизм, предательство и желание выжить любой ценой.
В основе сюжета - история двух наемников, которые работают на «управление». В этой организации без проблем узнается буква У из аббревиатуры ЦРУ. Один из них - «тёртый калач», представитель «старой школы». Второй, его ученик - ветеран войны в Алжире, судя по всему, взявшийся за работу сугубо ради денег.
После очередной операции оба возвращаются в Вашингтон. Как оказывается, это ровным счетом на одного больше, чем предполагали в Ленгли. В прошлом они оба были «заказаны» друг другу, но из этических соображений решили проигнорировать «заказ». Но этика – это не для данной сферы работы. А потому в очередной момент, уже против воли начинается новый виток «охоты».
Голову сломаешь: актриса или певица?
Если говорить о «русской теме», упомянутой в заголовке материала, то это очень важный для сюжета советский резидент Жарков, показанный весьма человечно и даже привлекательно, чем не могли похвастаться западные фильмы. Он приходит на помощь загнанному в угол Кроссу, с которым познакомился ещё во время гражданской войны в Испании.
Эро-триллер, на который претендовал Спилберг
Ален Делон является своего рода отсылкой к наемному убийце из «Оружия для найма» (1942) – он также заботится о беспризорных кошках. В этом есть особый смысл, так как «Ворона» (так зовут преступника в классическом нуаре) сыграл Алан Ледд, которого полагали своего рода «голливудским предшественником» Делона.