Статья приурочена к наступившему 2022 году. Всех с праздником!
Мало кого в детстве не завораживала сказочная простота «Снежной королевы». Добро и зло, их противостояние и закономерная победа хороших над плохими. Все ли так просто? История состоит из семи рассказов, в каждом из которых есть свои загадки и ответы. Попробуем взглянуть немного глубже на знакомую сказку.
Рассказ первый - Зеркало и его осколки
Неспроста сказка начинается с истории о дьяволе и его зеркале. Именно зеркало является символом искажения реальности, нездорового самолюбования или сосредоточения комплексов. Попробуйте представить, как оценивали себя люди до появления зеркал. Мне это представляется так: утром человек вставал, если он чувствовал себя хорошо, то он улыбался, окружающие тоже позитивно на него реагировали. Человек был в порядке и весь мир, как отражение субъективного восприятия, тоже был в порядке.
Помните знаменитый эксперимент сэра Фрэнсиса Гальтона, описанный во многих учебниках по психологии. В ходе этого эксперимента он внушил себе перед выходом на прогулку, что отвратительней его никого нет, и он заслуживает ненависть всей Англии. Во время прогулки каждый словленный им взгляд был наполнен ненавистью и презрением, несколько раз его оскорбили и даже толкнули на землю. Отношение к себе спровоцировало реакцию окружения.
Утро современного человека начинается со взгляда на себя в зеркало, и один единственный прыщик на лице может испортить целый день! Люди выискивают свои недостатки, сравнивают себя с другими, прихорашиваются, пытаются изменить свою внешность, создавая ложные ценности и неистребимые комплексы.
Это и отражается в описании дьявольского зеркала: «он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. … Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого веснушка или родинка, она расплывалась на все лицо».
Разбившись на биллионы осколков, зеркало натворило немало бед: мельчайшие осколки попадали некоторым людям в глаза или сердце, что меняло их навсегда, делало злыми и холодными.
Рассказ второй - Мальчик и девочка
Кая и Герду мы встречаем в уютной домашней обстановке. Вернее, в сказке описывается балкон с цветами, на котором так любят проводить свое время дети. Описания квартир детей нет. Так же и о родителях упоминается лишь в связи с обустройством балкона: «у родителей было по большому деревянному ящику; в них росли лук, петрушка, горох и небольшие кусты роз – в каждом по одному, – осыпанные чудными цветами. Родителям пришло в голову поставить эти ящики на водосточном желобе; таким образом, от одного окна к другому тянулись словно две цветочные грядки». Общение детей ограничено друг другом и бабушкой. Именно от бабушки дети узнают о существовании Снежной Королевы.
Кай отреагировал на рассказ о ней довольно агрессивно, погрозив посадить Снежную Королеву на печку, чтобы она растаяла. «Но бабушка погладила его по голове и завела разговор о другом». Скорее всего бабушка уже заметила в Кае особый интерес к Снежной Королеве. Эту психологическую игру, если рассмотреть ее сценарные расстановки, можно назвать «Я тебя не боюсь!». Человек, вовлеченный в нее, выбирает опасные ситуации и окружение, доказывая свою смелость, но, в итоге, страдает от своего выбора. Внешняя бравада и смелость отражают интерес к волнующим, щекочущим нервы событиям. Этого требуют внутренняя холодность и желание ощутить себя живым через опасное противостояние.
Такая особенность и привлекла к Каю все дальнейшие злоключения: осколок зеркала в глазу и в сердце, похищение Снежной Королевой и ее замораживающий сердце поцелуй.
Впервые Снежная Королева показалась мальчику в виде миниатюрной женщины, в которую она превратилась на его глазах из снежинки. «…начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула». Вся напускная храбрость Кая слетела вмиг, когда он столкнулся лицом к лицу с холодной красотой Снежной Королевы. До этого момента единственными женщинами в его жизни были бабушка и Герда: обе не того возраста, который манит, обещая многое.
Герда для Кая привычна, она почти сестра ему, а Снежная Королева будоражит воображение. Про нее ничего неизвестно: дочь ли она, сестра ли кому-то, был ли у нее возлюбленный. Этот ореол неизвестности наделяет ее привлекательностью, ведь видно, что она наслаждается своим одиночеством и статусом независимой женщины. Воспринимая подобное положение женщины как вызов, некоторые мужчины сами идут в ловушку, из которой им не выбраться.
Может простым интересом все бы и ограничилось, но Каю в глаз и в сердце попадает осколок кривого зеркала. Это прекрасное аллегорическое изображение изменения психики человека под влиянием травмирующих событий. Таким событием в жизни Кая, как мы видим, является полное отсутствие теплого эмоционального общения с матерью – по сути, главной женщиной детского возраста. Общение с матерью – это своеобразное мерило будущих отношений. Все женщины будут делиться на условные три категории: «как моя мама», «не такая, как мама», «лучше, чем мама».
Кай теперь видит все в искаженном свете, его завораживают правильные геометрические формы, мертвая, статичная красота; все привлекательное прежде он обесценивает, жестоко высмеивая. Типичное поведение нарциссической личности: идеализация и обесценивание, неумение и нежелание выстраивать близкие отношения, использование людей, зацикленность на себе. Все живое и естественное кажется Каю безобразным. Не зря позже он будет пытаться выложить изо льда слово «вечность» – это слово больше ассоциируется со смертью и с загробным миром, чем с быстротечностью жизни.
В таком состоянии его и похищает Снежная Королева. Кай поначалу испугался: «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Снежная Королева поцеловала мальчика, и он забыл все то, что ему было когда-то дорого, забыл самого себя. Теперь весь его мир сосредоточился на прекрасной холодной женщине, сидящей рядом с ним в санях. Больше всего ему хочется угодить ей, понравится и стать значимым в ее глазах. «Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством. Он совсем не боялся ее и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да еще с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ. И тогда ему показалось, что он и в самом деле знает мало, и он устремил свой взор в бесконечное воздушное пространство».
Снежная Королева хорошо умеет манипулировать. Рядом с ней мужчина неуверен в своих силах, каждый ее знак внимания делает его счастливым. Все важное до этого момента перестает иметь значение. Попав в зависимость от «Снежной Королевы» мужчина обрывает все прежние связи и контакты, перестает общаться с друзьями и родителями. В такой ситуации люди чаще всего говорят: «Его словно подменили!»
Понятным становится и изображение Кая мальчиком: успешная, холодная и рациональная женщина не нуждается в партнере. Ей нужна игрушка. Это должен быть обязательно «мальчик» – незрелый психологически, инфантильный мужчина, неуверенный в себе и не нашедший свой путь в жизни. Ведь в противном случае мужчина не был бы согласен на такие ущербные отношения. «Жаркого», эмоционального мужчину, радующегося жизни и способного на глубокие чувства вряд ли притянет холод «Снежной Королевы». Вот почему такую огромную роль играет ледяное сердце Кая (оно заледенело после ее поцелуя).
Рассказ третий - Цветник женщины, умевшей колдовать
С этой главы начинается повествование о приключениях Герды ради спасения Кая. Весь ее поход является прохождением различных этапов на пути к взрослению. «Надену-ка я свои новые красные башмачки – Кай ни разу еще не видал их, – сказала она однажды утром, – да пойду к реке спросить про него». Красные башмачки можно рассматривать как символ появившейся женской привлекательности. Кай исчез, не успев ее увидеть и оценить.
Доверие Герды к реке, даже когда она понесла ее в неизвестном направлении, многое говорит о характере девочки. «Может быть, река несет меня к Каю?» – подумала Герда, повеселела, встала на нос лодки и долго любовалась красивыми зелеными берегами». Мы видим человека, полного доверием к жизни, убежденного оптимиста. Она без сожаления отдает реке свои башмачки – самое ценное, что у нее когда-либо было. Это не последний раз, когда Герда останется босая, без обуви. В хождении босиком есть особая аскеза и жертвенность, словно это единственный способ вернуть Кая.
Само решение идти искать Кая говорит о всепрощающем, любящем сердце Герды. «Не по-хорошему мил, а по милу – хорош» – пословица, отражающая подобные чувства. С другой стороны, Герда ни секунды не сомневается в том, что Кай нуждается в спасении, хоть и не видела его похищения и не получила от него никакого призыва о помощи. То есть ей нужен Кай, и она идет его искать. Получается, в этой сказке ни одну героиню, на самом деле, не интересуют желания Кая! Именно так и относятся к инфантильным партнерам, решая все за них, задабривая их подарками и комплиментами, определяя направление их жизни.
Первым препятствием на пути Герды оказывается… любовь! Река принесла ее к саду старенькой волшебницы, которая полюбила девочку (в эгоистичном смысле этого слова). Старушка заставила Герду забыть цель ее путешествия, забыть Кая. Женщине нравится расчесывать волосы Герды, ухаживать за ней, как за редким цветком. В этом всем одно большое «но»: она вынуждена держать Герду взаперти в своем саду, так как понимает, что будь у девочки хоть капля выбора, он был бы не в ее пользу. Как никакие другие цветы, кроме роз, не могут порадовать Герду своей красотой, так и ни один другой человек, кроме Кая, не в состоянии занять место в ее сердце. Она – однолюбка во всем.
Лишь случайно оставленная на шляпке роза возвращает память Герде. И она решительно уходит, попадая из летней роскоши сада в промозглую осень. Серость и уныние окружают ее, босые (!!!) ноги мерзнут. Все вокруг говорит о напрасно потраченном времени, прожитом ради чужих целей.
Рассказ четвертый - Принц и принцесса
Этот рассказ еще полней раскрывает образ Герды, ее жертвенность. Узнав от Ворона, что Кай живет в замке с принцессой, она искренне радуется за него. «А как обрадуется он теперь, когда увидит ее, услышит, на какой длинный путь решилась она ради него, узнает, как горевали о нем все домашние!». У нее даже не возникает претензий, что он не попытался успокоить родных, сообщив им о себе.
Здесь и возникает вопрос: добра ли на самом деле Герда? Делает ли человека добрым врожденное отсутствие зла? У Герды, словно, и выбора нет: как линия на карте она нацелена в сторону Кая и никакие препятствия не в состоянии ее остановить. Ради этой цели она оставила старенькую бабушку, не предупредив ее, что отправляется на поиски Кая.
Герда не в состоянии думать о чем-то другом. Она даже не задается вопросом, имеет ли она право проникать среди ночи в чужую спальню – если Каю это необходимо, то она и горы для него свернет! Хотя… желания Кая, вроде бы и не учитываются вовсе: он важен лишь постольку, поскольку находится в зоне внимания Герды. Поэтому ему можно позавидовать и посочувствовать в равной степени. Его судьба уже решена в одностороннем порядке.
Герда не только попадает ночью в королевскую спальню, но и вызывает сочувствие у ее обитателей, получает теплую постель и новую одежду. Через несколько дней она «стала просить, чтоб ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца». Надо отдать Герде должное – она вызывает у всех непреодолимое желание помогать ей, словно ее мечта, ее цель захватывают в своем водовороте других людей (не говоря уж о животных!).
Рассказ пятый - Маленькая разбойница
Встреча с Маленькой разбойницей идеально-зеркальна для Герды. Она сталкивается с человеком, который с легкостью играет чужими жизнями, решая поцеловать или убить. Эта встреча словно намек на собственные качества Герды (в утрированном виде), намек на безволие Кая, на его зависимое положение во всей этой истории.
Но Маленькая разбойница – настоящая героиня. Именно у нее есть возможность нелегкого выбора между традиционным отношением к жизни, привитым матерью и разбойниками, и велением сердца. Она может отпустить тех, кого любит. Даже перспектива того, что она никогда не увидит ни Герду, которую успела полюбить, ни оленя, к которому была искренне привязана, не останавливает ее. Можно сделать предположение, что это Герда меняет тех, с кем соприкасается на своем пути. Но еще в начале рассказа Андерсен пишет: «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные». Он изображает человека, который сам принимает решения и их последствия: «Маленькая разбойница серьёзно поглядела на неё, слегка кивнула головой и сказала:
– Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, – я лучше сама убью тебя!».
Образ Маленькой разбойницы – это образ девочки, выросшей без мужской заботы. Она привыкает полагаться только на себя, в компаниях водится в основном с мальчишками, но на правах своей. Совершенно не осознает себя как женщину, зачастую хорошо разбирается в починке различных бытовых мелочей. Не умеет просить о помощи и быть слабой.
Если Маленькая разбойница любит, то любит искренне, всем сердцем, отдавая всю себя без остатка. Она порывиста и эмоциональна, поэтому ей сложно производить хорошее впечатление на окружающих. Она точно не станет молчать и загадочно улыбаться, как сказочные принцессы. Неумение быть женственной смущает ее саму, но она не признается в этом. Отсутствие женственности вполне компенсируют врожденная страстность и здоровое чувство юмора – с ней точно не соскучишься. Идеальный партнер для тех мужчин, которым не так уж важен домашний уют и которые ценят в женщине надежного и преданного друга.
Рассказ шестой - Лапландка и финка
В этой главе Герда, начавшая свой путь ранней весной, оказывается во власти лютой зимы. Две старые женщины (архетип ее бабушки?) помогают ей на пути к чертогам Снежной королевы. Образы этих женщин, особенно финки, наделены мистической силой. Финка предстает перед Гердой не как фея-крестная, сверкая и благоухая, а совсем наоборот: «Сама финка, низенькая грязная женщина, ходила полуголая». Финка уверяет оленя и девочку в том, что она не в состоянии дать Герде больше силы, чем у нее уже есть. Словно сама сила женского рода разговаривает в этот момент с Гердой: простая, первобытная, неприкрашенная. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!»
Девочка так спешит к Каю, что опять остается без сапог и рукавиц. Словно недостаточно было всего того самоотречения, через которое ей уже пришлось пройти. В противовес ее жертве звучат слова в конце главы: «Посмотрим же, что делал в это время Кай. Он и не думал о Герде, а уж меньше всего о том, что она стоит перед замком».
Рассказ седьмой - Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом
Да, Кай все это время и не думал о Герде. Он – это человек, который способен с головой уходить в мир идей и своих увлечений. Ему никто не нужен, он не чувствует ни сострадания, ни сожаления. Конечно, Герда нашла способ растопить его сердце. В этот раз. Но наступит следующая зима, новый снежный вихрь увлечет за собой Кая, другая женщина увезет его за собой. И опять Герда будет готова обойти полсвета босиком, чтобы за руку отвести его домой.
Герда совсем не глупа, у нее нет иллюзий относительно Кая. Но он ей нужен такой, какой он есть. Любовь ради самой любви. Когда на пути домой Герда и Кай встречают Маленькую разбойницу (которая уже успела подрасти), именно она, с присущей ей прямотой, произносит:
«– Ишь ты, бродяга! – сказала она Каю. – Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
Но Герда потрепала ее по щеке и спросила о принце и принцессе».
Не сложно заметить, как Герда оставляет этот вопрос без ответа и переводит разговор на другую тему. Так и в будущем она будет самоотверженно защищать хрупкий покой Кая, не давая никому беспокоить его неудобными вопросами, ограждая его от всяческих потрясений.
Но в душе Кая навсегда останется ничем не заполненная пустота в том месте, где когда-то был осколок. Там, как заноза в сердце, будет жить тоска по особому отношению к миру (талант видеть в хорошем плохое). А еще там будет жить образ неразгаданной и недоступной женщины – Снежной королевы. Герда обречена всю жизнь бороться с этой тенью. Она попытается стать для Кая всем: и женой, и мамой в одной упаковке. Она устроит его быт, наладит его карьеру, родит и воспитает ему детей.
В этой гонке она упустит один момент: ей и в голову не придет спросить его, чего же он на самом деле хочет. Так они и будут жить вместе: нелюбимая девочка с сердцем, полным любви, и неспособный повзрослеть мальчик, тоскующий по недостижимому идеалу.
Автор: Анна Кулинич
Источник: psychologies.today