В декабре 2020-го при участии губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова была торжественно открыта автомобильная дорога «Салехард – Надым» протяженностью 344 км (около 160 км — асфальт, остальное — щебеночное покрытие). Это стало важным событием для региона, ведь ранее от одного города до другого можно было проехать лишь зимой; в летнее время движение транспорта прерывалось.
Работы велись в условиях Крайнего севера на болотистой местности. Объем насыпи на участке составил 3,5 млн куб. м. Возведено около 50 мостовых переходов, смонтировано свыше 100 водопропускных труб и 300 тыс. кв. м теплоизолирующих плит. В отдельный период на объекте трудилось до 2 тыс. человек и 300 единиц техники.
В ожидании всесезонной дороги
Строительство дороги началось в 2011 году (до этого разработка проекта велась в течение шести лет) и продолжалось в связи с климатическими особенностями региона, сложными техническими условиями и финансовой составляющей (за счет местного бюджета) не так быстро, как хотелось. В общей сложности за это время потратили порядка 60 млрд руб.
Благодаря появлению новой трассы и связи Салехарда с основной сетью дорог, как отмечалось, у Ямала появилась круглогодичная связь с другими регионами России. Хотя некоторые участники стройки с осторожностью высказывались о всесезонном характере дороги, отмечая возможное ограничение движения в период распутицы. Эту мысль озвучивал в частности Андрей Картошкин, представитель подрядчика — ООО «Нова».
Дорога или «дорога»?
После того как по новой трассе началось движение, одни, включая главу региона, говорили об улучшении качества жизни, открывающихся перспективах для бизнеса, приход в регион крупных торговых сетей и других положительных эффектах от появления непрерывного безопасного транспортного сообщения.
Другие же критически относились к подобным заявлениям, считая проект незаконченным, а само открытие дороги нелогичным из-за того, что часть ее имеет переходный тип покрытия. Авторы статей в некоторых СМИ и социальных сетях и вовсе не стеснялись в выражениях, называя проект позором и другими нелестными словами и говоря о том, что без твердого покрытия на всем протяжении — это попросту улучшенный, более качественный зимник, но никак не полноценная автомобильная трасса.
Власти и дорожники в свою очередь объяснили такое решение необходимостью протестировать щебеночный участок в течение пары лет и провести дополнительные мероприятия перед тем, как уложить асфальт. Но, как посчитали тогда критики проекта, открывать дорогу в таком виде нелогично и неразумно, ведь во время затяжных дождей и распутицы на некоторых участках от нее ничего не останется. В то же время замечалось, что в других регионах при строительстве подобных объектов в схожих условиях все строили сразу, без необходимости проводить эксперименты в течение нескольких лет на отрезках без твердого покрытия.
Бездорожье вместо дороги
Опасения оправдались через несколько месяцев: в апреле 2021-го, после многочисленных жалоб водителей и фотографий, выложенных ими в соцсетях, трассу закрыли для всех автомобилей. На отдельных участках, размытых талыми водами, вязли даже фуры. Позднее власти объявили о прекращении движения вплоть до августа — стало понятно, что быстро устранить изъяны не получится.
Согласно официальным сообщениям, проблема была лишь в 10 км дороги, где подрядчик второпях некачественно выполнил работы. На последнего губернатор Артюхов и возложил ответственность, заявив, что можно было не торопиться и честно предупредить о проблемах. «Мы ее [дорогу] ждали 90 лет, еще бы один сезон работ можно было подождать», — сказал глава региона.
Как бы то ни было, но получилась прямо противоположная картина того, что рисовалось изначально и заявлялось во время открытия. Разумеется, в адрес региональной администрации со стороны местных жителей посыпался шквал критики, и любые объяснения властей не особо успокаивали ямальцев, которые уже распланировали в период отпусков поездки на своих авто.
Повторное открытие трассы
Повторное открытие трассы состоялось в октябре 2021-го после окончания ремонтных работ и приведения объекта в нормативное состояние. Но и сегодня мнения о нем у автомобилистов самые разные: одни вполне довольны и говорят, что проехать можно без особых проблем и лишней тряски. Другие, напротив, сравнивают некоторые участки дороги со стиральной доской. В комментариях порой разворачиваются целые споры: на сообщение «Дорога приличная» отвечают «Ничего приличного там нет» или после утверждения «Нормальная дорога. Едешь спокойно» следует «Там не дорога, а адский ад».
В свою очередь с наступлением холодов на отдельных отрезках трассы с высоким уровнем деформации земляного полотна были проведены исследования с целью дальнейшего улучшения качества проектирования и строительства дорог в условиях вечной мерзлоты. В целом, на содержание планируется за год потратить почти 500 млн руб.
Нет сомнений, что в ближайшем будущем дорога «Надым – Салехард» будет доведена до конца и на всем ее протяжении появится твердое покрытие. И наличие круглогодичной трассы, действительно, самым положительным образом отразится на дальнейшем развитии региона.