Найти тему

Фильм «Чародеи» - запоздалый привет из шестидесятых

Продолжаю анализировать фильм «Чародеи». Почему новогодняя музыкальная комедия выглядит серой и унылой? Почему этот фильм вызывает у зрителей неоднозначные впечатления?

Самой слабой стороной данного фильма я считаю визуальную составляющую, а также подбор и игру актеров. Все эти аспекты исключительно на совести режиссера, Константина Бромберга. Я убежден, что другой, более подходящий, опытный режиссер снял бы этот фильм гораздо лучше. Однако, есть одна важная вещь, в которой режиссер не виноват. Дело в том, что этот фильм был снят слишком поздно.

Странный, на первый взгляд, подбор актеров для романтической новогодней сказки. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.
Странный, на первый взгляд, подбор актеров для романтической новогодней сказки. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, по мотивам которой они же написали сценарий «Чародеев», вышел в 1965 году. Вот именно тогда и нужно было бы снимать этот фильм.

Шестидесятые – особое время в советском кинематографе и советской жизни в целом. Фильмы светились оптимизмом и радостью, даже выглядели они как-то по-другому. Не знаю, может пленка использовалась другая, либо технические процессы, но цвета были очень яркими, контрастными, картинка очень отличалась от фильмов 80-х. Те же «Чародеи», снятые в эстетике и цветах 60-х, смотрелись бы на порядок лучше.

Впрочем, цвета, это еще не всё. Я уже писал об унылости чародейского НИИ НУИНУ, причем, дело не только в серости интерьеров, но и в НИИ, как месте действия фильма.

В шестидесятых годах к ученым и институтам было несколько другое отношение, чем в конце 70-х – начале 80-х, на излете брежневского СССР. Было гораздо больше уважения и престижа. Человек недавно расщепил атом, полетел в космос, кибернетика перестала быть «псевдонаукой», а научная фантастика стала самым популярным жанром. Ученые представляли собой тех самых шестидесятников, «физиков и лириков», молодых людей с книгой и гитарой, с открытыми, светлыми лицами, покоряющих глубины океанов, пространства тайги и вершины гор.

Престижно было быть ученым-ядерщиком, инженером, студентом политехнического института. Эти молодые люди верили в себя, в них верили другие люди, они двигали страну вперед.

Молодые герои, полные любви к науке. Физики-ядерщики. Кадр фильма "Девять дней одного года". Скриншот.
Молодые герои, полные любви к науке. Физики-ядерщики. Кадр фильма "Девять дней одного года". Скриншот.

Такими их и изображали в массовой культуре. Молодыми энтузиастами и романтиками. В повести Стругацких им скучно дома на выходных, ведь на работе интереснее. В драме «Девять дней одного года» ученые совершают настоящий подвиг, буквально жертвуя жизнью ради науки. Даже в комедиях ученые показываются с любовью и уважением, исключительно положительно.

В «Три плюс два» ученый-физик Сундуков умен, хорош собой, при деньгах (у него новенькая «Волга»). Да, несколько циничен и «сухарь», но в отличие от своих легкомысленных друзей, занятых курортной романтикой, он что-то изобретает, и даже на отдыхе, во время рыбалки, думает о своей работе.

В Крыму, на  отдыхе, во время рыбалки ученый Сундуков не перестает думать о своей работе. Кадр фильма "Три плюс два", скриншот.
В Крыму, на отдыхе, во время рыбалки ученый Сундуков не перестает думать о своей работе. Кадр фильма "Три плюс два", скриншот.

А образ Шурика, проходящий через фильмы всего десятилетия?

В «Наваждении» он увлеченный студент политехнического института, на отлично сдающий экзамены. И таких как Шурик, большинство. И девушка Лида, и студенты из эпизодов, которые увлеченно решают уравнение, исписывая стены и пол мелом. Студент-разгильдяй в фильме один и он будет посрамлен.

Увлеченные студенты-технари. Кадр фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", скриншот.
Увлеченные студенты-технари. Кадр фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", скриншот.

В «Кавказской пленнице» Шурик уже не «физик», но «лирик», на каникулах собирающий фольклор на Кавказе. Девушка Нина – «студентка, комсомолка и красавица» - на каникулах занимается туризмом в горах, а не какими-нибудь психо-половыми проблемами или «шоппингом».

Вперед, в отдаленные аулы, за фольклором, верхом на ишаке! Кадр фильма "Кавказская пленница", скриншот.
Вперед, в отдаленные аулы, за фольклором, верхом на ишаке! Кадр фильма "Кавказская пленница", скриншот.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (это уже 1973 год) Шурик постарше и женат, но все такой же увлеченный ученый-изобретатель, явно положительный главный герой фильма.

Шурик повзрослел, но все так же занимается наукой и изобретательством. Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию", скриншот.
Шурик повзрослел, но все так же занимается наукой и изобретательством. Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию", скриншот.

В фильме «Человек из ниоткуда» 1961 года, главный герой – молодой ученый-антрополог, показан очень тепло, с уважением и любовью. Конечно же, он энтузиаст, конечно же, он не сидит в кабинете, а находится в горах Памира в экспедиции, рискуя здоровьем, а все удивительные события фильма, это его видения после полученной травмы. И все эти видения – о его работе (как и у Шурика в «Иване Васильевиче»).

Излучающий счастье ученый-антрополог. Кадр фильма "Человек из ниоткуда", скриншот.
Излучающий счастье ученый-антрополог. Кадр фильма "Человек из ниоткуда", скриншот.

Общая черта всех этих фильмов, это то, как показаны герои, чем они занимаются. Да, фильмы могут быть и про любовь, и про всякие приключения и отношения, но герои обязательно учатся и работают, причем, эта работа или учеба обязательно показаны и являются основой характера героя и, часто, происходящих событий.

Они красивы и молоды, но работа прежде всего. Кадр фильма "Девять дней одного года". Скриншот.
Они красивы и молоды, но работа прежде всего. Кадр фильма "Девять дней одного года". Скриншот.

Ученая молодежь часто показывается противостоящей косному руководителю, бюрократам и карьеристам. Из этого противостояния они выходят победителями. В фильмах часто фигурирует положительный образ «старорежимного» старичка-профессора с седой бородкой, который с умилением глядит на молодого энтузиаста, видя в нем свою смену, свое продолжение. Однако, этому не суждено было сбыться.

Ученая молодежь против косных бюрократов от науки, при поддержке мудрых "старорежимных" ученых. Кадр фильма "Человек из ниоткуда", скриншот.
Ученая молодежь против косных бюрократов от науки, при поддержке мудрых "старорежимных" ученых. Кадр фильма "Человек из ниоткуда", скриншот.

К концу семидесятых все кардинально поменялось. Поблекли краски фильмов, поблекли энтузиазм и положительный образ ученых с их институтами.

Шестидесятники постарели, но так и не стали теми седовласыми и мудрыми профессорами. Они превратились в тех самых унылых «человеков-пиджаков», бюрократов и карьеристов, с которыми когда-то боролись. Они выгорели и подрастеряли былой энтузиазм, они уже не ходят в походы и экспедиции. Максимум, могут, сидя дома, поныть песни Окуджавы под гитару. Они растолстели, облысели, поскучнели, их глаза погасли. Новой поросли молодых энтузиастов не появилось, страна шла к своему разложению и распаду.

Двадцать лет назад они были совсем другими людьми. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.
Двадцать лет назад они были совсем другими людьми. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.

Кино, естественно, отразило жизнь. Начиная с середины 70-х, НИИ и прочие конторы показаны унылым местом, где люди отбывают свой срок с девяти до пяти, занимаясь чем угодно, кроме работы. Работа, как правило, не показывается. На первый план выходят любовные интриги. Сотрудники с куда большим жаром обсуждают сплетни или решают, кому достанется гараж в кооперативе, чем рабочие проблемы. Да и проблем у них рабочих нет. Максимум, начальница пожурит за неряшливо сделанный отчет, как в «Служебном романе». Сотрудники показаны валяющими дурака в рабочее время, женщины наводят красоту (буквально во всех фильмах), торгуют шмотками друг с другом, ходят по магазинам и сплетничают, сплетничают.

Шестидесятники двадцать лет спустя: бытовуха и сплетни. Кадр фильма "Служебный роман", скриншот.
Шестидесятники двадцать лет спустя: бытовуха и сплетни. Кадр фильма "Служебный роман", скриншот.

Мужчины, в принципе заняты тем же самым, перекурами да разговорами. Работа делается с явной неохотой и на отъ…, пардон, на отстань. Часто начальник в фильме вынужден буквально требовать от подчиненных заняться своими прямыми обязанностями в рабочее время.

Где же наводить красоту, как не на рабочем месте, в рабочее время. Кадр фильма "Служебный роман", скриншот.
Где же наводить красоту, как не на рабочем месте, в рабочее время. Кадр фильма "Служебный роман", скриншот.
А еще можно "пить чай", болтать, делиться рецептами и сплетнями. В рабочее место, конечно же. Кадр фильма "Самая обаятельная и привлекательная", скриншот.
А еще можно "пить чай", болтать, делиться рецептами и сплетнями. В рабочее место, конечно же. Кадр фильма "Самая обаятельная и привлекательная", скриншот.

К началу-середине 80-х ситуация еще больше усугубляется. Появляется масса однотипных карикатур в «Крокодиле», в которых над всем этим «офисным планктоном» из младших и не очень научных сотрудником уже напрямую глумятся, показывая их явными бездельниками, чуть ли не паразитами.

Типичная злободневная карикатура на типичных сотрудников типичного НИИ, журнал "Крокодил". Источник изображения - rg.ru
Типичная злободневная карикатура на типичных сотрудников типичного НИИ, журнал "Крокодил". Источник изображения - rg.ru

Престиж ученых и НИИ падает до нуля. Обывателю внушается, что лучшее, что можно сделать со всей этой публикой – отправить их на овощную базу, перебирать гнилую капусту, и то больше проку будет. Да обыватель и сам понимает, что все эти инженерА да прочие ученые, по жизни неудачники, не приспособленные к жизни. Да, дурака валяют в своих пыльных панельных корпусах, но и получают копейки, обязаны кланяться автослесарю, сантехнику, да продавщице-хамке, которая стала хозяйкой жизни.

В фильме 1983 года с весьма неубедительной концовкой, «Блондинка за углом» как раз и показана такая фигура – малахольный ученый Николенька, человек-карикатура с нелепым уже, смешным на тот момент энтузиазмом, в который невозможно поверить, живущий в фактической нищете с родителями, без штанов, как метафорой жизненных итогов.

Малахольный Николенька без штанов. Портрет ученого в середине 80-х. Кадр фильма "Блондинка за углом", скриншот.
Малахольный Николенька без штанов. Портрет ученого в середине 80-х. Кадр фильма "Блондинка за углом", скриншот.

И вот, по сценарию типичных шестидесятников, братьев Стругацких, в 1982 году, снимают фильм «Чародеи», про ученых некоего НИИ, не сатиру, не мелодраму или криминальную драму, а веселую новогоднюю сказку. Про учреждение и сотрудников, которые к тому времени, в общественном сознании воспринимаются уже по определению, как нечто скучное и негативное. Причем, режиссер Бромберг, которого я ругаю за халтурные съемки, в принципе, снял вполне достоверное НИИ с достоверными сотрудниками в духе эпохи.

Лысые дядьки в галстуках, бесформенные скучные тетки, функционеры и бюрократы на службе науки. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.
Лысые дядьки в галстуках, бесформенные скучные тетки, функционеры и бюрократы на службе науки. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.

В НУИНУ работают все те же престарелые бюрократы и карьеристы, что и в остальных НИИ 80-х, энтузиазма ни у кого нет, включая молодежь, которые отбывают трудовую повинность, дружно разбегаясь в шесть, а на рабочем месте занимаются все тем же – интригами, наведением красоты, сплетнями.

Ученая молодежь занимается наведением красоты, сплетнями и сердечными проблемами. Сцена, обязательно присутствующая в каждом фильме про "офисный планктон" 70-80-х. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.
Ученая молодежь занимается наведением красоты, сплетнями и сердечными проблемами. Сцена, обязательно присутствующая в каждом фильме про "офисный планктон" 70-80-х. Кадр фильма "Чародеи", скриншот.

Главная героиня бегает в рабочее время звонить жениху на почту, ее друзья бегают для нее за билетами, проводятся скучные собрания по поводу работы и чуть более оживленные – по поводу самодеятельности. Все как везде, но еще песни с танцами и волшебство, которые смотрятся здесь абсолютно чужеродными. И не удивительно, ведь Стругацкие писали совсем про других людей из другой эпохи, для которых работа была весела и увлекательна, а научные чудеса затмевали чудеса сказочные.

Думаю, если бы тот же самый Бромберг снял ту же историю хотя бы лет на десять раньше, пускай в столь же невзрачном визуальном стиле, в тех же стенах, но с героями и атмосферой 60-х, фильм бы получился гораздо более веселый и радостный, искренний, без фальши.

Еще читайте по теме:

"Чародеи": сказочный мюзикл в унылой обстановке