В арсенале опровергателя теории относительности обязательно будет упоминание результатов Владимира Александровича Котельникова по радиолокации Венеры. Я просмотрел одну статью Котельникова и ничего противоречащего теории относительности там не увидел. Учитывая, что на Венеру и к ней успешно летали советские и западные аппараты и есть вполне рабочая релятивистская теория движения планет, подтверждаемая наблюдениями, то либо придется следовать конспирологии типа "а власти скрывают", либо отказаться от повторения бреда про какие-то там антирелятивистские открытия Котельникова. К тому же, в науке это так не работает. Опровергающие теорию факты должны быть подтверждены другими. Иначе это не факты.
Про Котельникова много и позитивно пишут в историческом обзоре: в книге TO SEE THE UNSEEN: A History of Planetary Radar Astronomy из серии The NASA History Series. Давайте лучше посмотрим, что именно пишут. Будем учитывать, что соревновательность никто не отменял, так что ошибки советских коллег будут подчеркивать — а что делать. Итак:
В Советском союзе планетарные радарные измерения были основой космической программы. Одной из целей Крымского венерианского эксперимента было уточнение астрономической единицы для запусков планетарных зондов. Институт радиоинженерии и электроники АН СССР в сотрудничестве с другими неназванными (предположительно, военными и разведывательными) организациями и под руководством В.А. Котельникова разработал и создал оборудование для радиолокации планет, установленное на Станции дальней космической связи близ Евпатории в Крыму. Это оборудование не имело отношения к радиолокации астероидов в 1946 и Луны между 1954 и 1957.
Так мило про неназванные конторы))
Котельников и его коллеги наблюдали Венеру 18 и 26 апреля 1961. Предварительный анализ данных дал оценку астрономической единицы в 149,457,000 километров и этот результат был опубликован 12 мая 1961 в газетах Правда и Известия. Отличаясь более чем на 100 тыс. км. от других оценок, эта была слишком подозрительна. Соломон Голом заявил на конференции астрономов, что "следует поздравить русских коллег с открытием новой планеты: это точно не Венера!" Позже Котельников объяснил, что случайный шум был принят за отраженный сигнал.
Авторы книги ничуть не критикуют Котельникова, по тексту полно таких эпизодов. Это наука. Просто надо понимать, что "они там что-то получили" — это вообще ни о чем, пока не подтверждено. И наоборот, "они не наблюдали" — это ни о чем, пока технология не отработана. Продолжаю перевод:
Причина советской ошибки могла корениться в соревновательности Холодной войны, когда на ученых сильно давила необходимость быстро выдавать результаты ради политических причин. Публикация результата была на 6 дней позже [одной западной], но раньше [другой]. Если бы Котельников и его коллеги опирались на опубликованные результаты, то это были бы ошибочные результаты, с которыми, однако, оценка Котельникова согласовывалась в пределах 10 тыс км.
То есть, ошибся не один Котельников. Далее говорится, что никакого общения между учеными тогда быть не могло, так как в игре были военные и спецслужбы. Это важно, так как все ошибались сами и результаты получали тоже сами, и согласие доказывает правильность.
Котельников и его коллеги, осознав ошибку, занялись тщательным анализов накопленных данных. Их новое значение астрономической единицы, 149,598,000 ±3300 км согласовывалось с американским и британским значениями.
Отмечу, что в сносках даны ссылки на статьи, в том числе и на дискуссии. Котельников еще упоминается в другом параграфе, про вращение Венеры:
Изучая смещения частоты в данных 1961 года, группа Котельникова оценила период вращения в 11 суток, если не 9-10. Было упущено из виду ретроградное вращение.
Обсуждается причина ошибки, в которой я ничего не понял, так как в спетроскопии не смыслю. Далее:
После радарного исследования Венеры в 1962 Котельников и его сотрудники повторно проанализировали данные и получили ретроградный период от 200 до 300 суток.
Чтобы не было впечатления, что в книге лишь смакуют ошибки Котельникова, переместимся чуть вперед по тексту. В главе "Вокруг Солнца за 88 дней" мы читаем:
О первой радиолокации Меркурия объявили советские ученые под руководством В.А. Котельникова. Они провели 53 радарных наблюдения Меркурия во время соединения с этой планетой в июне 1962 года. Тогда расстояние было от 83 до 88 миллионов километров: вдвое больше расстояния до Венеры во время соединения.
Потом в другой главе:
Советские исследователи, работающие с А.В. Котельниковым, объявили о регистрации радарного эха от Юпитера в сентябре 1963 года в газете Правда (номер 29 декабря 1963). До планеты было 600 млн км, в шесть раз больше, чем до Марса. Неудивительно, что Котельников и его сотрудники назвали сигнал слабым.
Есть там и целая глава о проверке теории относительности, обзор которой я дам в отдельном материале.
Так что хватит трепать имя действительно крупного советского и российского ученого А.В. Котельникова! Он пробивал совершенно новый путь в науке, закладывал основы радарной астрономии и вообще радиолокации, и добился выдающихся успехов. Ошибался, и это нормально. Достижения человечества в этой области подтвердили теорию относительности, а не опровергли. Я, вот честно, не хочу разбирать бредятину. Даже искать не хочу, тем более вникать. Либо Котельникова не так поняли, вырвав фразу из контекста, либо он сам получил ошибочный результат и потом признал это, либо какой-то результат был неверно истолкован (а потом объяснен иначе). Ну неинтересно, правда. Лучше в другой заметке обсудим теорему Котельникова, также известную как теорема Найквиста-Шеннона...