Найти тему
Игорь Орлов

О парадоксальной вере Валентина Гафта, и его любви

Оглавление

Народный артист РСФСР Валентин Гафт в зрелом возрасте, осознанно, уже будучи известным человеком, актером, поэтом, пришел к православной вере.

В чем парадокс?

Валентин Иосифович родом из интеллигентной еврейской семьи. И, вдруг, приходит в христианство, к православию. Его ведь могли в своем народе посчитать «выкрестом» (так называют крещенных в христианстве евреев).

Опасался ли он этого?

В своем интервью в передаче Дмитрия Гордона, Валентин Гафт, сказал, что совершил этот шаг осознанно. Его родным языком является русский, он родился в Москве, жил в христианской среде, его жена – Ольга Остроумова – верующий человек, христианка, дочь священника. Он играл роли христиан и всегда сталкивался с внутренним диссонансом: мол, играю верующего, а в душе не таков. Душа стремилась к гармонии, внутреннему единству.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт (фото из Яндекс Картинки)
Ольга Остроумова и Валентин Гафт (фото из Яндекс Картинки)

Дмитрий Гордон задал тогда Валентину Иосифовичу вопрос: а как это воспринимают в Израиле, ведь Вы там нередко бываете?

Валентин Гафт ответил, что ни у кого там не возникает таких вопросов к нему. Его не считают человеком, предавшим веру праотцев или свой народ. Он любит Израиль. Он с симпатией относится к евреям, как к мужественному, сильному, родному ему народу. Но вера и обряды ортодоксальной их религии ему не близки.

Напротив, здесь, в христианской среде, он нашел много близких себе по духу людей.

В трудные для себя годы, Валентин Гафт познакомился с потрясающим человеком – настоятелем монастыря Николо-Берлюковской пустыни – иеромонахом (позже - игуменом), отцом Евмением. Отец Евмений был технарем по образованию, закончил Бауманский институт, но в определенный момент жизни пришел к Богу, ко Христу Его.

Игумен Евмений (Лагутин), настоятель Николо-Берлюковского монастыря (фото из Яндекс Картинки)
Игумен Евмений (Лагутин), настоятель Николо-Берлюковского монастыря (фото из Яндекс Картинки)

К Богу пришел и Валентин Гафт, в драматическое для него время. В 2002 году покончила жизнь самоубийством его 29 летняя дочь от второго брака – Ольга Елисеева. У Валентина Иосифовича была с ней духовная связь, но он не понял ее безбожного и отчаянного поступка.

Валентин Гафт с дочерью - Ольгой Елисеевой (фото из Яндекс Картинки)
Валентин Гафт с дочерью - Ольгой Елисеевой (фото из Яндекс Картинки)

Это было настолько сильной драмой для него, что он подумывал уйти в православный монастырь в Екатеринбурге, отмаливать до конца дней своих земных дочь перед Богом. В тот период времени, он уехал отдыхать в одиночестве на Кипр, чтобы увидеть правильное решение. Оно открылось ему. Приехав, решил остаться в миру, стал посещать монастыри, исповедоваться.

Тогда, Валентин Иосифович понял, что существует какая - то энергия Свыше, невидимая, но действенная, которые люди называют Богом. Он почувствовал эту энергию в своей жизни. Истинная вера - не когда рассуждаешь о Боге, а когда чувствуешь Его присутствие в своей жизни.

На решение о приходе в православную веру повлияла и жена Валентина Гафта – актриса Ольга Остроумова.

Для него это была не просто жена, не просто женщина. Он называл ее великой удачей своей жизни. Он любил ее платонически, духовно, более 20 лет. В то время он был женат, она была замужем. Встреча с ней и их соединение казались просто невозможным: фантазией, несбыточной мечтой. Но она случилась, произошла, стала явью. Для Валентина Иосифовича все это было подобно чуду. Явление любви подлинной, долгожданной.

Ольга Остроумова - одна из красивейших актрис отечественного театра и кино (фото из Яндекс Картинки)
Ольга Остроумова - одна из красивейших актрис отечественного театра и кино (фото из Яндекс Картинки)

Он говорил, что не отрицает важности плотских отношений в семейной жизни. Они очень важны. Но есть нечто большее между мужчиной и женщиной – духовная любовь, способность глубоко и правильно понимать друг друга. И у них с Ольгой была такая любовь, подарок Небес.

Будучи человеком замкнутым и весьма самокритичным (качество умных и осознанных людей), Валентин Иосифович считал себя трудным человеком, а Ольгу – святым. Он благодарил ее за то, что она могла терпеть трудности его характера.

Возможно, Валентин Гафт, специально принижал себя, относясь к себе столь самокритично (не близко ли это самокритичности, свойственной подвижникам? Способностью не оправдывать свои изъяны, а видеть их изъянами?).

Он был любимым, поистинне народным артистом, не только по официальному званию, но и по народной любви. В нем не было пафоса, "звездной болезни", но была ирония, ум, чуткость. Он был настоящим. И может быть его приход к вере, духовной жизни не столь парадоксален, сколь логичен? Может, он выразил то, чем жил, что было близко его душе, таким своим поступком?

-6

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.