Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Самозванство по наследству. Английские «принцессы» Оливия и Лавиния

В 1817-ом году некая Оливия Серрес (в девичестве Уилмот) обратилась с петицией к принцу-регенту Соединенного королевства Георгу Августу (будущему британскому королю Георгу IV). В ней она сообщала, что является ни кем иным, как законной дочерью Генри, герцога Камберлендского и Стратернского, младшего брата короля Георга III. Сам герцог Генрих, брат безумного короля, к тому времени уже давно скончался – в 1790-ом году. Оливия Уилмот, просила, конечно же, денег на свое содержание. Прежде чем перейти к ее биографии, попытаемся понять в чем вообще состояла ее идея. В 1771 году, Генри, четвертый сын принца Уэльского Фредерика (годы жизни 1707-1751, он не стал королем вследствие своего раннего ухода из жизни) вступил в скандальный брак с Анной Хортон, урожденной Латтрелл. Короля Георга III не устраивало и то, что Анна происходила из семьи ирландских дворян (хотя весьма древней и знатной, отец Анны был пэром Ирландии), как и то, что она ранее уже была замужем, странным образом за простолюди

В 1817-ом году некая Оливия Серрес (в девичестве Уилмот) обратилась с петицией к принцу-регенту Соединенного королевства Георгу Августу (будущему британскому королю Георгу IV). В ней она сообщала, что является ни кем иным, как законной дочерью Генри, герцога Камберлендского и Стратернского, младшего брата короля Георга III. Сам герцог Генрих, брат безумного короля, к тому времени уже давно скончался – в 1790-ом году.

Оливия Уилмот, просила, конечно же, денег на свое содержание. Прежде чем перейти к ее биографии, попытаемся понять в чем вообще состояла ее идея. В 1771 году, Генри, четвертый сын принца Уэльского Фредерика (годы жизни 1707-1751, он не стал королем вследствие своего раннего ухода из жизни) вступил в скандальный брак с Анной Хортон, урожденной Латтрелл. Короля Георга III не устраивало и то, что Анна происходила из семьи ирландских дворян (хотя весьма древней и знатной, отец Анны был пэром Ирландии), как и то, что она ранее уже была замужем, странным образом за простолюдином Кристофером Хортоном. Хотя Анна и была уже вдовой (брак с длился три года до 1768-го, когда Кристофер Хортон скончался), но это ее странное замужество юридически сообщало и ей статус простолюдинки.

Генри, герцог Камберлендский (1745-1790)
Генри, герцог Камберлендский (1745-1790)

В 1772 году Георг III принял знаменитый Закон о королевских браках (в целом действовал до 2013-го) согласно которому потомки короля Георга II не могли вступить в брак без одобрения действующего монарха. Идея же Оливии была проста и наивна – герцог Камберлендский, еще до брака с Анной Хортон, заключил тайный брак с девицей Оливией Пейн, в котором и родилась девочка, названная также Оливией. Все просто – брак хоть и тайный, но совершенно законный (он же до известного указа был заключен), это брак с Анной Хортон недействителен, а значит Оливия «все права имеет», как и на титул, так и, разумеется, на денежное содержание. Как на грех, Оливия была очень похожа на покойного герцога.

Анна, супруга герцога Камберлендского (1743-1808)
Анна, супруга герцога Камберлендского (1743-1808)

В 1817-ом, эта история особого развития не получила – король был недееспособен, а его наследник, принц-регент, человеком был крайне легкомысленным. К этому году Оливия Уилмот была дамой уже довольно солидного возраста, (при рождении в 1772 году ей было уже 45 лет), и известной в британском полусвете литераторшей, художницей, скандалисткой и мистификаторшей. Была Оливия обременена кучей долгов, судов, любовников, давним разводом с мужем и, как минимум, тремя детьми. Итак, родилась она в 1772-ом году, в семье маляра из города Уорика, Роберта Уилмота. Это известно, а вот на ком был женат Роберт Уилмот, и кем была настоящая мать Оливии, так и осталось невыясненным, эту информацию она тщательнейшим образом скрывала.

По своей первой версии королевского происхождения, за свою матушку она выдавала родную тетю, сестру отца, Оливию Пейн, которая, по-видимому, скончалась после ее рождения. Также у ее отца был брат, англиканский пастор и ученый, Джеймс Уилмот (1727-1807), у которого маленькая Оливия и воспитывалась. С него-то, своего дяди (когда он уже скончался) шустрая Оливия и начала свои первые эксперименты по мистификации общественности, пока еще весьма скромные. У юной Оливии обнаружились дарования художницы, она поступила в ученицы к королевскому маринисту Джону Томасу Серресу, за которого и вышла замуж в 1791-ом. Вот одна из картин Д. Т. Серреса.

"Битва на Ниле, 1798.
"Битва на Ниле, 1798.

Но спокойная семейная жизнь оказалась не для нее, несмотря на наличие двух дочерей в браке, с мужем, обвинявшем ее в многочисленных романах, она развелась в конце концов в 1804 году. Оливия совершенно разорила и скомпрометировала беднягу (и чем дальше, тем хуже, в этой истории мне по-настоящему жаль этого талантливого человека и художника – Джона Томаса Серреса, если бы не он, происходящее было бы просто фарсом и комедией). Несмотря на то, что картины Оливии выставлялись в известных галереях, финансы она вела отвратительно и неоднократно уже к концу века сидела с мужем в долговых тюрьмах.

Оливия Серрес продолжала рисовать, издала несколько книг и с 1813-го года стала выдавать своего уже покойного дядю, пастора Джеймса за автора знаменитых «Писем Юниуса» - сборника писем с критикой правительства Георга III в начале 1770-х. Но этого ей показалось мало – слишком мелко. По-видимому, в 1807-ом году, Оливия каким-то образом познакомилась с несколькими членами королевской британской семьи (втираться в доверии она умела), и как размышляют современные исследователи, тогда-то у нее и родилась навязчивая идея «стать» герцогиней, в которую она со временем искренне поверила.

Оливия Серрес
Оливия Серрес

Первый опыт 1817-года, ей ничего не дал, атаку на королевский двор она возобновила в 1820-ом, когда старый король умер, а новым стал Георг IV. К этому времени Оливия существенно подкорректировала свое происхождение, наверное, решив, что ее утверждение о браке герцога Камберлендского и Стратернского на сестре простого мастера-маляра из английского захолустья выглядит несколько… натянутым. Конечно же, надо добавить аристократизма матери и желательно тоже королевского.

Теперь она назначила дядю Джеймса себе в дедушки. Он, Джеймс Уилмот, видите ли тайно женился на … одной из сестер последнего короля Польши Станислава Понятовского. Да, именно так – «одной из сестер» без указания имени). Эта «одна из» приехала в Англию, тайно вышла замуж, родила дочь, и эта дочь сочеталась в свою очередь тайным браком с герцогом Камберлендским братом действующего короля.

Пастор Джеймс Уилмот
Пастор Джеймс Уилмот

В этом браке и родилась Оливия, которая запаслась и соответствующими бумагами – как выяснилось позднее, среди ее любовников был еще один самозванец, в свою очередь выдававший себя за внебрачного сына герцога Кларенса (будущего короля Вильгельма IV) и отлично умеющий подделывать документы и подписи. А мать Оливии, дочь таинственной неназванной полячки умерла от горя, брошенная герцогом, после того как тот «незаконно» еще раз женился на другой.

Сама по себе, идея тайного вояжа некоей знатной польской панночки, не последнего в Речи Посполитой рода в Англии и выхода там католички замуж за англиканского пастора была еще глупее идеи брака герцога с сестрой маляра. Последнее было хотя бы теоретически возможно – женился же герцог на Анна Хортон. Да и другой герцог – Кларенс, ставший позже королем Вильгельмом IV, пребывал в фактическом браке с актрисой Дороти Джордан, вместе с которой они нарожали целых десять детей.

Изабелла Понятовская-Браницкая (1730-1808). Вторая старшая сестра короля Станислава Понятовского.
Изабелла Понятовская-Браницкая (1730-1808). Вторая старшая сестра короля Станислава Понятовского.

У короля Станислава Понятовского, было две старших сестры – Изабелла (Краковская дама) и Людвика Мария (Пани Подольская), биография их известна, мужья тоже, в Англии они обе, разумеется, никогда не бывали. Эти дамы были довольно известны в Польше и к описываемому времени уже скончались – Изабелла в 1808-ом, а Людвика в 1804-ом. Если бы шустрая Оливия знала эти подробности, она бы наверняка придумала «третью» сестру короля Польши, рожденную, как водиться в ее концепции, в «тайном браке».

К тому же Оливия Серрес не знала очевидной вещи – сестра короля Польши, это не всегда дочь короля Польши. Изабелла с Людвикой, также, как и их царственный брат, были детьми одного из знатных аристократов, так что королевского происхождения «прибавлялось» маловато.

Часть 2-ая

Часть 3-я