Советским детям в школе внушали: если вы хотите встать в очередь, неправильно спрашивать: «кто крайний?». У очереди нет краёв, надо говорить: «кто последний?».
С тех пор выросло целое поколение людей, уверенных, что слово «последний» вообще лучше не произносить (суеверие, распространённое в профессиональной среде лётчиков), заменив его словом «крайний». Так в разговорной речи появились «крайний рейс», «крайнее письмо» и даже «крайний российский император».
Фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы» (режиссёр Дмитрий Дьяченко) тоже хочется назвать «крайним» - то есть, дошедшим до последней степени жанрового разгула. Это образец постсоветской комедии, рождённой из юмористических телешоу и анекдотов «с бородой».
Сюжет внешне следует сказочной истории, которая начинается с похищения невесты Василисы. В поисках любимой герою по имени Иван предстоит перейти несколько границ, разделяющих миры волшебные и мир реальный и выдержать несколько испытаний. Помогать богатырю будут персонажи из русских народных сказок: Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Колобок и Водяной, известные зрителям по предыдущим сериям трилогии.
Знаменитый сказочник Александр Роу из таких исходных компонентов создавал фильмы, которые смотрят больше полувека.
«Последний богатырь», скорее всего, соберёт неплохую кассу в длинные новогодние праздники, когда в кино ходят семьями, но вряд ли станет долгожителем.
Натужный юмор (большинство шуток уже через пару лет зрителям будут непонятны) и компьютерная графика, которую, похоже, доверили подросткам, недавно освоившим двумерную анимацию – всё это вряд ли повысит рейтинг фильма. А когда на экране появляется Филипп Киркоров в образе Жар-птицы, желание использовать ненормативную лексику возникает даже у самого толерантного зрителя. Меня окончательно добили пустые диалоги и психоаналитика для «чайников», когда Иван избавляется от тёмной стороны личности и решает проблемы, превращая их в свою нано-копию.
Надо бы оценить и актёрскую игру, но трудно это сделать «при наличии отсутствия», как говорил один из героев действительно смешной и любимой книги.