Часть 1
Продолжаем цикл Утренние молитвы. Начало по ссылкам: Введение, Предначинательная молитва, Молитва Святому Духу, «Трисвятое», Молитва «Пресвятая Троице», Отче наш, Тропари Троичные, «Приидите, поклонимся»
Для начала, что такое вообще псалмы. Это молитвенные песнопения, которые были составлены за 1000 лет до Рождества Христова. Большую часть псалмов составил царь, пророк Давид, поэтому его еще называют псалмопевцем. Все эти псалмы, а их 151, объединены в книгу, которая называется «Псалтирь». Все псалмы пронумерованы: псалом первый, второй, пятидесятый, псалом сто пятидесятый.
Мы сегодня разберем пятидесятый псалом. Этот псалом покаянный. Для того, чтобы его понять, нужно посмотреть глазами человека, жившего 3000 лет назад, то есть погрузиться в исторический, культурный контекст. Понять, какие туда заложены смыслы.
Неужели сейчас нельзя составить что-нибудь подобное, какую-нибудь покаянную молитву, которая была бы такой же прекрасной? Можно составить. Составьте! И уверяю вас, если вы это сделаете, то Церковь обязательно усвоит ее. Люди полюбят эту молитву и будут пользоваться ей и возносить свои покаянные слёзы к Богу, растворяя их вашими словами. И спустя еще 3000 лет, в пятьдесят первом веке, люди будут изучать ваши слова и станут говорить: «Боже мой, как же непонятно мыслили люди в каком-то мохнатом, забытом XXI веке. Что это было? Какая там культура? Какой исторический контекст? Вообще ничего не поймешь». В общем, там будут жить совершенно другие люди, которые будут изучать нашу эпоху благодаря вашим стараниям. Но пока получается, что у нас есть много хороших, действительно достойных покаянных молитв, но с «Псалтирью» всё равно ничто не сравнится.
Святые отцы единогласно говорят о том, что нет слаще книги, чем «Псалтирь». Это такая высота, такие молитвы, сопоставить с которыми ничего невозможно. Как бы это странно не звучало, но это так. Псалтирь лежит в основе нашего православного богослужения. В храме службы в значительной степени состоят из псалмов. Пятидесятый псалом произносится не только на утренних молитвах. В храме он читается и на вечернем богослужении, и на «Часах», и в другие моменты.
Мы сейчас можем подумать: жил-был царь Давид. И вот он решил: «А не написать ли мне какую-нибудь покаянную молитву?» Вдохновился и написал. Нет. Всё было не так. Ну, во-первых, кто такой был царь Давид на момент написания этого покаянного псалма? Это был человек, действительно царь, который прошел огонь, воду и медные трубы. Он был на пике своего могущества, на вершине своей славы, любимец народа, любимец Бога. Господь его любил, ограждал от всего и всё ему даровал. Царь Давид мог себе позволить, если случится война (а воевали тогда постоянно) не ехать на эту войну, а послать просто военного начальника. Сам мог остаться в Иерусалиме, управлять страной. Так было и на сей раз. Войска участвуют в сражении, а царь в Иерусалиме.
После своего дневного отдыха он вышел на балкон своего дворца и увидел купающуюся женщину. Она поразила его своей красотой. Тут же он навел справки, кто она такая. Ему сказали, что это Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который был воином и сражался как раз в войске царя Давида на передовой. Хеттеянин ― это его прозвище, взятое по этническому признаку. То есть он был хетт по национальности. Храбрый, хороший воин, служивший наемником у царя Давида. Женился на прекраснейшей женщине, проживал в Иерусалиме, и в данный момент времени выполнял свой долг. Слугам не нужно было ничего говорить, они всё поняли и организовали всё, как надо. Надо сказать, что Вирсавия, судя по всему, не хотела соблазнять Давида. У нее не было этого в планах, но обстоятельства сложились так. И потом, как водится, классика жанра: она забеременела и сообщила об этом царю. А Давид решил, что надо как-то этот грех прикрыть, поэтому он направил гонца в действующую армию с тем, чтобы Иоаф, его начальник, прислал к нему с донесением Урию Хеттеянина, храброго воина. Урия прибыл к Давиду. Давид его расспросил о том, как дела в войсках, как обстановка, как настроение. В общем, обычный деловой разговор. Расспросил, похвалил, угостил его с дороги, накормил (все-таки человек с полей сражений вернулся), и сказал: «Ну вот, молодец! Иди, отдохни, повидайся с женой. В общем, побудь пока здесь, а потом я тебя отправлю назад». Утром Давиду доложили, что Урия домой не ходил и с женой не виделся, а ночевал на улице у ворот, спал под открытым небом. Давид его призвал и спросил: «Почему так?» Урия оказался благородным человеком. Он ответил: «Как же так? Мои товарищи сейчас под стенами города терпят и зной, и холод ночной, а я тут буду с женой развлекаться? Нет. Я так не могу».
Что тут было делать? Давид употребил хитрость. Он сделал небольшой пир и напоил Урию Хеттеянина. Думал, что вино подействует расслабляюще на него, и, может быть, под действием вина он как-то сломится. Но не получилось, и эту ночь Урия не ходил домой. Тогда Давид сказал: «Ну что же, побудь еще один день. Я отпущу тебя». Написал письмо своему военачальнику, в котором было сказано: «Урию Хеттеянина поставить в самое опасное место и в критический момент отойти от него, чтобы его убили». Запечатал это письмо, вручил верному воину, сказав: «Вези в армию военачальнику».
И Урия помчался со смертным приговором в своих руках. Затем произошло какое-то небольшое сражение, предприняли неудачную вылазку, и Урию поставили, естественно, в это самое опасное предприятие, в нужный момент его покинули, и он был сражен насмерть. И военачальник посылает гонца с донесением царю, что, к сожалению, мы увлеклись погоней и подошли слишком близко к стенам этого города, оттуда стали стрелять, и, в общем, погибло много храбрых мужей. Но когда начальник посылал этого гонца, он сказал: «Когда царь разгневается, ты скажи, что мы просто увлеклись. И да, погибли, и Урия Хеттеянин тоже погиб». И когда Давид услышал, что Урия Хеттеянин погиб, он понял, что был выполнен его приказ. Поэтому он сказал: «Ну что же, война есть война. Что поделаешь? Жертвы неизбежны, некуда деваться». А когда узнала Вирсавия о гибели мужа, то она горько плакала. Когда прошли дни траура, Давид взял ее в жены.
Обратите внимание, всё это произошло не одномоментно. Давид увидел и был сражен ее красотой, хотя у него было много жен. Можно сказать, что это какое-то наваждение. Но это же длилось не один день, а какое-то время. Пока Вирсавия забеременела и поняла, что она беременна. Прислала, сказала ему об этом. Пока Урия приехал из армии с донесением, Давид как-то пытался его впихнуть домой, потом отправил его назад. И всё это время благочестивый и богобоязненный царь Давид, любимец Божий, был будто в ослеплении, и к одному греху добавлял другой грех, и к одной мерзости добавлял другую мерзость, усиливал. И когда закончились дни траура, Давид взял Вирсавию в жены и еще несколько месяцев, пока она была беременна, он также пребывал в ослеплении, не видя, не слыша и не осознавая, что он натворил.
А когда она родила ребенка, к Давиду пришел Нафан, пророк. И сказал ему: «В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты ― тот человек, который сделал это. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
Так говорит Господь: Вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
И сказал Давид Нафану: Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они: когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что-нибудь худое.
И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». (Вторая книга Царств 12:1-23)
Человек, молился, постился неделю, пока дитя болело. Вот покаяние Давида! Именно тогда, видимо, Давид и составил этот покаянный псалом. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Вот по какому поводу написан псалом.
И Господь сделал так, как предупреждал. «Ты сделал тайно, а Я сделаю явно». И всё стало явлено. И мы теперь, спустя 3000 лет, изучаем псалом царя Давида и узнаём о том, что он сотворил. И несмотря на то, что и любил его Господь и прощал, тем не менее, нелицеприятный Свой суд вынес. И несмотря на то, что не наказал его смертью, хотя сам Давид сказал, что этот человек достоин смерти. По тем временам такие жестокие люди, наверное, должны были быть наказаны очень жестко. Видимо, и преступление из притчи Нафана должно было караться смертью. И сам Давид достоин был смерти за свой поступок. Такое зло он сотворил, он это сам признал. И как гром среди ясного неба были для него слова Нафана: «Ты и есть тот человек».
Кстати говоря, в Евангелии от Матфея в первой главе, когда перечисляется родословие Иисуса Христа, упомянут царь Давид: «И Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею». В Евангелии Вирсавия не названа по имени, а специально указано, что она была замужем за Урией Хеттеянином. Для чего это делает евангелист? Он напоминает читателям (а Евангелие это было написано для иудеев), что и у таких великих праведников и замечательных, безусловно прекрасных людей, как Давид, были такие грехи, поэтому не нужно кичиться своим происхождением.
Чтобы уже закончить тему царя Давида, скажу, что всё-таки действительно Вирсавия позже родила Давиду сына Соломона, который стал правителем страны после царя Давида, и которого возлюбил Господь так же, как царя Давида. То есть, несмотря на весь этот грех, на всю эту неправду, которая совершилась, всё-таки Господь возлюбил сына царя Давида от Вирсавии.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.