Найти тему

Проповедь об ученичестве, по Евангелию о родословии Иисуса Христа (2000.01.02)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова об ученичестве, по Евангелию о родословии Иисуса Христа. Неделя перед Рождеством, святых отец. Утро 2 января 2000 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Сегодня Святая Церковь празднует воскресный день, который посвящается празднованию Рождества. Мы вступаем в его полноценное празднование. Также чтим память великого угодника Божьего земли Русской Иоанна Кронштадтского и очень древнего святого первого века Игнатия Богоносца. Ум наш, конечно, в разные стороны разбегается. Если на всех аспектах празднуемых событий и на жизни этих святых остановить внимание, то получится четыре полных академических часа. Такой возможности охватить всё нет. Когда бывают такие соединения, это не значит, что душа наша не может праздновать всё одновременно. Благодаря тому, что все эти лучи, с одной стороны, являются источником одного света, а с другой стороны, они и сами к нему устремлены, мы имеем возможность через богослужения, через иконы одновременно созерцать и множество событий, и длительную историю, и разных участников действий истории Церкви христианской.

Существует много разных историй. Есть история как наука, которая, к сожалению, подвержена всяким влияниям. Каждый историк толкует всякие события и отбирает их в зависимости от того, как он относится к тем или иным персонам, событиям. Есть история просто науки, дисциплины, например, история фармакологии. Можно изучать, что и в какой последовательности происходило.

Есть история Церкви, к которой тоже есть много всяких подходов. Можно рассмотреть события обычной человеческой истории, правительства, войны, всякие катаклизмы, а на их фоне разворачивается жизнь людей в Церкви. И можно изучить, какие действовали персонажи в этой истории.

Другой подход – история святости. История Церкви протекает независимо от церковных должностей, хотя наша привычка к истории и вообще наша обычная жизнь приучает нас к тому, что человек воспринимается через свою значимость социально-административного плана. В Церкви существует два слоя иерархичности. Очень важно это почувствовать. Как, например, в дереве. Церковь – это, по слову Божию, двухтысячелетнее дерево. И мы знаем, что древо Церкви доживёт до последнего вздоха человеческой цивилизации, так обещал Господь. Как во всяком дереве, в нём есть мёртвые клетки и живые. Если мы подойдём к какому-нибудь старому дереву, пусть это будет оливковое дерево, то те оливы, которые растут на горе Елеонской, когда они были молоденькие, они своими листьями видели самого Господа Иисуса Христа, когда Он там молился в Гефсиманском саду. Сейчас они корявые и старые, но у них есть совершенно молодые ветви, которые появятся этой весной, свежие. Если мы возьмём молодую ветку, по внешнему виду она совершенно похожа и почти тождественна тем веточкам, которые две тысячи лет назад видели Иисуса Христа. Но если мы возьмём куски ствола, которые как живые клетки погибли двести лет тому назад, они всё равно присутствуют в стволе. Есть мёртвые участки коры, отрубленные корни, это тоже всё одновременно существует. Конечно, оливы обрабатывают, стараются старые ветки обрезать, но если ствол решить очистить от старых клеток и оставить только молодые, то дерево погибнет и высохнет. Нечто подобное и в Церкви. Существует внешняя иерархия, без которой, естественно, Церковь не может существовать. Кто-то должен принимать решения, возглавлять богослужения, кто-то должен учить.

Есть и другая иерархия – иерархия святости. В этой иерархии любой человек может занять своё место, которое может быть гораздо выше в небесной иерархии, чем сан самого патриарха. Это вполне реальная вещь. Митрополит какой-то области в данную историческую эпоху может быть не так свят, как какая-нибудь женщина, воспитывающая шесть детей в какой-нибудь деревне, которая находится в этой области. Самое интересное и важное, что так бывает, что об этом знают все. Слово этой женщины может значить для жителей этой области гораздо больше, чем слово митрополита этой области. Возникает духовный авторитет, который основан не на её человеческих достоинствах, а на том божественном свете, который она стяжала и который люди видят и тянутся именно к нему. Это всегда присутствует в Церкви, такая иерархия святости. Это тоже передаётся из поколения в поколение и тоже растёт и развивается. Это тоже существует не параллельно.

А бывают и счастливые совпадения. Допустим, Пётр, митрополит Московский. И митрополит Московский, да ещё и святитель. Или святой праведный Иоанн Кронштадтский, святость которого вышла за пределы его прихода, Кронштадта, и стала достоянием не только Российской державы, но и Великобритании, Франции. Он стал известным человеком на весь мир. Благодаря чему? Благодаря своей святости. Его книги переведены на все европейские языки, их читают разные христиане – и католики, и лютеране. Зачитываются и черпают оттуда благодать Божию, потому что это есть источник благодати Божией.

Почему пришлось об этом говорить? Евангелист Матфей зачем-то перечисляет нам целые роды людей, через которых пришёл в мир Иисус Христос. Какая нам в этих именах важность? Почему он придаёт этому столь большое значение? Для того чтобы мы глубоко поняли, что Иисус Христос был во всём подобный нам Человек, кроме греха. В этом смысле у него были и дедушки, и бабушки, и прадедушки, это прослеживается на сорок поколений. Это очень важно. Почему же? Мы родились в православной стране, многие с детства ходят в храм, мы как-то привыкли к этому. Но в то время, когда писал Матфей, к этому нельзя было привыкнуть, что у Бога на земле есть родственник. Иаков, которого в последствии именовали брат Божий. Для нормального иудея это вообще абсурд, очень трудно было это принять. Сама система мышления была другая.

Есть ещё очень важный аспект, который нам весьма трудно принять разом, тоже в силу того, что годами наша человеческая природа была повреждена очень глубоко. Всё в нас перевёрнуто.

Сегодня мы читали Евангелие, которое посвящается Игнатию Богоносцу. Именно он, этот отрок Игнатий, был тем, которого Христос взял за плечи, обнял, поставил перед апостолами и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18, 3-5). Впоследствии он достиг святости, как очень многие из тех, кто во время земной жизни Христа каким-то образом с Ним соприкасались, потом стали учениками Христовыми, членами Церкви. Не мгновенно, а как Лонгин Сотник, который копьём ударил Христа, истекла кровь и вода. А когда померкло солнце, произошёл в его душе великий переворот. Он не только стал учеником Христовым, но даже пожелал умереть за Него и умер за Христа. Тот же самый человек, который бьёт Христа копьём, пусть и бездыханное тело. Если даже мысленно представить себе этот поступок, это поступок жестокого и жёсткого человека, безжалостного, абсолютно не сентиментального. Тем не менее это произошло.

А этот мальчик Игнатий впоследствии стал епископом Церкви. Его прозвали Богоносец, потому что он был таков, что, не будучи сам Христом по своему существу, но по благодати излучал такой свет, что все прозвали его Богоносцем. Он был божественным сосудом, это видели все. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14).

Евангелие от Марка повествует нам об этом, поэтому мы читаем его сегодня в храме. Читаем о том, как Господь пришёл в Капернаум, призвал двенадцать и сказал: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35). Например, дети усаживаются по-быстрому на ступеньки, они стремятся к тому, чтобы первому занять удобное место. Когда мы будем причащаться, очень многие будут стараться это сделать побыстрее, поудобней и подойти к той чаше, к которой хотят. Христос говорит наоборот. Если хочешь в Царствии Небесном быть первым, все усилия твоей души должны быть направлены на то, чтобы быть последним. Забейся в такую щель, чтобы тебя, тварь, никто не видел. Вот истинное устроение христианства. Наша падшая и извращённая природа всегда понуждает нас лезть туда, куда нас не только не просят, а где мы даже мешаем. Путь от этого минуса в плюс через ноль очень большой. Часто он зависит от того, сколь мы горды, сколь мы нахальны, сколь мы невоспитаны, сколь мы хотим себе удобно, хорошо, сухо, чисто, богато, пьяно и прочее. Это надо принять всем сердцем, как дитя.

Большинство из стоящих здесь относятся к такому поколению, которых ещё в школе учили, а некоторые продолжают это повторять, что человек произошёл от обезьяны, что материя первична. Никто не понимает, что такое первична, что такое вторична, даже что такое материя, но есть такое убеждение. Почему? Да потому что это говорили в детстве. Говорили это этим детям тогда, когда они были маленькие.

Ужасающе подавляющему большинству родителей до детей своих никакого дела нет. Не только до сирот, а даже у тех, кого есть непьющий папа и психически нормальная мама, им тоже до детей дела нет. Сердцем они к ним, конечно, привязаны, но задачи воспитать, реально спланированной и аккуратно выполняемой, нет. Может когда-то и была, трудно сказать. Всё происходит только по реакции, если разбил – орут, не пришёл – ругают, двойку получил – не знаю, как сейчас, многих раньше просто пороли. Два – порют. А у двойки может быть совсем другая причина. Например: "Я сказала, чтоб в чищенных ботинках приходил!" Поэтому и два. Ребёнку девять лет уже, он уже понимает: «Что за дела? Я же пришёл на географию, при чём тут ботинки? Почему мой родитель, которого я люблю, так ко мне относится?» Только очень крепкие люди могли выдержать эту шизофрению. У многих людей от этого просто повреждается ум. На самом деле никто ни в чём глубоко разбираться не хочет. Даже в том, что он любит, знает и жалеет. Всё идёт как-то само собой. Что для человека главное? Не трогайте меня, дайте мне покоя. Человек хочет покоя, отдохнуть от всего и всегда. Вот такая реальная ситуация.

Господь ставит дитя и просит его принять. Что это значит? Как искать к этому подход? Тем более в других Евангелиях речь идёт о том, что надо быть таким, как дитя – прямым, ясным. Ему сказали, он если и не сделал, то хотя бы принял, поверил в это. Господь ничего другого не хочет нам этим сказать, кроме того, что даже самое незначительное существо, которое нам, взрослым людям, в основном досаждает, которое вообще никак не влияет ни на политику, ни на семейный бюджет, этот человек так же значителен перед Богом, как и все. Социально, эмоционально, по своему здоровью, по полу, по деньгам, по талантам, люди все разные. Рельеф местности тоже отличается – здесь Воробьёвы горы, здесь Наро-Фоминская впадина. Но если отлететь от Земли на Луну и посмотреть, то Земля окажется гораздо более полированная, чем бильярдный шар. Все эти горы, холмы, реки, овраги по сравнению с масштабом Земли – ничто. Саму Джомолунгму не видно. Даже если уменьшить Землю до масштаба бильярдного шара и потрогать её пальцем, эту Джомолунгму там вообще не нащупать. Таковы же и все наши большие разницы друг между другом, которыми мы кичимся – у кого какой объём мускулов, кто сколько прочитал, кто более известный. Этот известный журналист, а этот известный ассенизатор. Главное, что известный. Все наши людские важности настолько ничтожны перед Богом, что в духовном плане не играют вообще никакую роль. Играют роль только в том, к сожалению, что некоторые возможности у человека провоцируют тщеславие. Это влияние отрицательное, потому что тщеславие удаляет нас от Бога, делает в сердце некое препятствие для пришествия благодати Божией.

Каждый человек для Бога очень важен и очень ценен. Все эти люди, которые были до Христа, каждый из них имеет большую важность в том, что Христос родился и по плоти был именно таков. Во Христе всё важно. Очень важно, что мы все произошли от Адама. Очень важно, что у нас всех повреждена наша природа. Очень важно, что мы все плохо слышим Христа, который говорит: кто хочет быть первым, будь из всех последним (Мк. 9, 35). Если ты хочешь действительно быть христианином, тебе надо перестроить свою жизнь. Вот ты хочешь чего-то достичь, чтобы тебе служили, чтобы у тебя была охрана, пять человек прислуги, но не это цель жизни, а совсем другая – чтобы ты мог послужить как можно большему количеству человек.

Конечно, ты не достигнешь уровня, как Христос, Который – если Евангелие вы читали, то знаете – спасёт от греха. Представляете, на земле шесть миллиардов людей – белые, чёрные, жёлтые, смешанные, мужчины, женщины, молодые, старые, здоровые, больные – любой из них, если сегодня захочет очиститься от греха, Господь его очистит. Господь может так устроить, что человек отринет от той мерзости и той неправды, в которой он живёт, и начнёт новую жизнь. Господь ему поможет в этом, Он Сам может очистить. Более того, Он хочет этого. Кто из нас может это совершить? Никак. Может быть, в своей семье кому-то из нас удастся повлиять, а может быть, и на более широкий круг людей. Это происходит через слово, через какой-то пример жизни. Недаром, когда все боятся, а кто-то встаёт и говорит: «Ребята, за мной, вперёд!», то все бегут. Навстречу пули летят, а они бегут вперёд. Один пример может так подействовать на какое-то количество людей. Может быть, и мы сумеем каким-то примером быть для кого-то. Если нет, то бесполезно приходить к батюшке с вопросом: «Что мне сделать с моим племянником?» Давай, батюшка закричит «Ура!» и побежит. Я пару дней назад побежал и об камень плечом ударился. Что это даст? Чтобы для кого-то быть примером, человек должен это любить, уважать, с этим соглашаться. То, что для тебя важно, для другого может не играть вообще никакой роли. Мы все собрались, прославляя воскресшего Христа, а большинство людей сейчас пьяным сном спят, там всё смешалось – шампанское, водка, коньяк, незнамо что. Головища тяжёлая, в ужасном психическом и медицинской состоянии. Сейчас придём, растормошим их, скажем подумать о спасении души. «Ой, да отстань!» Проснуться, закурить, телевизор включить, лечь, анальгин принять.

Христианство и заключается в том, чтобы принять то, что Христос говорит. А трудность христианства заключается в том, что наша падшая природа этому сопротивляется. Обратите внимание, сегодня, когда будем причащаться, ничего не изменится по сравнению с прошлым воскресеньем. Более того, никогда не изменится. Почему? Новые и новые люди всё равно будут приходить, и пример того, что кто-то впадает в некоторый ажиотаж того, что ему что-то не достанется, всё равно будет действовать на всех. Почему? Почему чтобы выучить французский язык, нужно потратить семь лет? Почему чтобы выучить сквернословие, достаточно один раз его произнести? Выругался при ребёнке – всё, как печать. Он никогда этого не забудет. Почему так? Потому что всё неплохое и хорошее требует труда, усилий, а всё дурное в нас растёт само, потому что мы грешные. Преодолеть эту падшую природу можно только силою божественной. Только Сам Бог, помогая нам в этом, может нас из раздражительных сделать спокойными, из глупых умными. Только Он Сам. Если мы будем этого хотеть, стараться, стремиться к этому, насколько возможно расширить духовный кругозор нашего бытия, тогда этот праздник мы эмоционально начинаем переживать. "Христос раждается, славите" – с Введения поём, уже наша душа вибрирует, ликует, всё это нам понятно. Приближается это веселье. Хотя это и проникает, и касается нашего сердца, но всё-таки этот праздник ещё вовне находится. А всё это может войти внутрь. Внутрь это входит с благодатью Божией. Это есть то искомое, к чему должен стремиться ученик Христов. Мы должны учиться этому каждый день. Каждый день, прошедший без этого обучения, бессмысленнен для вечности.

Нам надо всё время стараться, по возможности, чтобы каждый наш день и час, каждое наше усилие имело, помимо чисто земного смысла, смысл и духовный. Например, книжка упала, нагнулся, поднял. Хаос преобразили в некий порядок. Ещё это происшествие имеет некую духовную перспективу. Поднять упавшую книгу можно тоже по-разному. Можно поднять её ради Христа, а можно со злобой и раздражением. И так во всём.

Чистишь зубы, натираешь ботинки, обгоняешь кого-то на дороге или поднимаешь пьяного. Во всём жизнь каждого из нас даёт нам миллионы поводов каждый день быть христианином или не быть. «Меня обидели, меня не поняли, мне несправедливо сказали». Замечательно. Воспользуйся этим, залезь в самую последнюю щель. Сиди, чтобы твои усы из этой щели не вылезали. Помни, кто ты перед Богом есть, если Джомолунгму на Земле с Луны не видно. Ты требуешь к себе справедливости? Да тебя нужно на атомы разложить, чтобы памяти от тебя не осталось, вот это будет справедливо. И это сделать нужно ещё шестнадцать раз, вот это будет справедливо за твои грехи. После этого ты хочешь справедливости? Ты болеешь? Вспомни об этом, тогда всё будет гораздо проще. Если мы хотим правды, вот она. Нужно учиться смиряться. Несмотря на то, что в нас есть божественное. Конечно каждый человек, как духовное существо, шире материальной вселенной, и это правильно. То, что в нас заложена тяга и, пусть искажённое, но понятие о собственной царственности, это тоже всё правильно и справедливо. Но нужно понимать, что это с богословской точки зрения, с точки зрения того, как это задумано Самим совершенным Богом, но не так, как мы к этому относимся и как мы это воплощаем в своей жизни. Нам нужно к этому стремиться не для того, чтобы поважнее выступать, а для того, чтобы приблизиться к Богу, потому что Он есть Истина. Ради этой Истины. Как это важно и сладко – принадлежать Истине. Пусть и опосредовано, пусть через благодать Божию, тем не менее, какая высота – Сам Бог не гнушается человеком и говорит, что даже такое малое дитя, который пока ещё никто, не академик, не шофёр, не художник, он ещё никто, он ребёнок, и он имеет перед Богом огромную важность. Важность каждого из нас заключается в том, что в каждом из нас удивительная, уму непостижимая нереализованная возможность. Господь приходит на землю для того, чтобы каждый из нас мог её реализовать.

Помоги нам в этом, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.

#протоиерей дмитрий смирнов #проповедь