Амелия Эрхарт - американский авиатор, писательница и борец за права женщин. Она была первой женщиной, которая в одиночку перелетела через Атлантику. Ее исчезновение во время полета 1937 - загадка, которая продолжает интриговать людей по всему миру.
Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в Атчисоне, штат Канзас. В 20-летнем возрасте во время рождественских каникул она поехала навестить свою сестру в Торонто, где впервые посетила авиационную выставку. Позднее Эрхарт совершила короткий перелет на самолете, и этот 10-минутный полет изменил ее жизнь: "К тому времени, как я оторвалась от земли на две или три сотни футов (прим. примерно 700 метров), я знала, что мне нужно летать", - говорила она.
Всего через шесть месяцев после того, как Эрхарт начала брать уроки пилотирования, она купила свой первый самолет - ярко-желтый подержанный биплан (прим. биплан - самолёт с двумя несущими поверхностями, как правило, расположенными одна над другой), который назывался The Canary. В октябре 1922 года она побила мировой рекорд высоты среди женщин-пилотов - 14 000 футов (4 км).
Однако в 1924 году ее родители развелись, и финансовые проблемы ее семьи вынудили Эрхарт продать The Canary. Девушка переехала в Бостон.
В апреле 1928 года в квартире Эрхарт раздался телефонный звонок с предложением стать первой женщиной, перелетевшей Атлантический океан. Амелия согласилась. Она была зачислена вторым пилотом, но в конечном итоге лететь ей не разрешили из-за недостаточной для такого перелета подготовки.
Тем не менее Эрхарт "стала авиационной знаменитостью". Пресса окрестила ее "леди Линди", а известный американский писатель Джордж Путнам назвал историю Амелии Эрхарт своим следующим бестселлером. Эрхарт тесно сотрудничала с Путнамом во время выступлений, лекций и других рекламных акций. После развода Путнэма в 1931 году они с Эрхарт поженились.
Некоторое время Эрхарт и Путнам тайно работали над планами Эрхарт совершить одиночный перелет через Атлантику. Это была бы первая женщина и второй человек, совершивший такой полет в одиночку.
20 мая 1932 года, через пять лет после знаменитого полета Линдберга (прим. Чарльз Линдберг - американский лётчик, ставший первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку), она вылетела из гавани Грейс, Ньюфаундленд, и направилась в Париж. Практически сразу полету помешали плохая погода, густые облака и лед на крыльях. Эрхарт знала, что она не доберется до Парижа, и приземлилась в Лондондерри, Ирландия.
За свой 15-часовой полет Эрхарт получила множество наград и стала международной знаменитостью. С 1930 по 1935 год она установила семь авиационных рекордов среди женщин.
В возрасте 39 лет Эрхарт сказала: "У меня такое чувство, что в моей карьере остался еще примерно один хороший полет…". Она надеялась, что это будет полет вокруг Земли и хотела быть первой женщиной, которой удастся совершить такой перелет.
1 июня 1937 года Эрхарт и ее штурман Фред Нунан покинули Майами. Они начали путешествие протяженностью 46600 км, направляясь на восток. После 29 дней полета они приземлились в Лаэ, Новая Гвинея. Остальные 11200 км будут пройдены через Тихий океан.
Маршрут предполагал приземление на острове Хауленд, расположенном между Гавайями и Австралией, в 4100 км от Лаэ. Остров Хауленд, всего 2.5 км в длину и 800 м в ширину, был трудным местом для посадки. Были приняты особые меры предосторожности при навигации, включая установление радиосвязи с кораблем береговой охраны США у острова Хауленд.
В 10 часов утра Эрхарт и Нунан вылетели из Лаэ. Их полет омрачили пасмурное небо и ливневые дожди. Некоторые свидетели сообщили, что радиоантенна могла быть повреждена, а другие эксперты предполагают, что их координаты были неточными.
Когда самолет приблизился к острову Хауленд, они не смогли установить связь с береговой охраной или высадиться на острове. Последнее сообщение от Эрхарт было в 8:43 утра: "Мы движемся на север".
Хотя береговая охрана немедленно начала спасательную операцию, а поиски продолжались несколько недель, ничего не было найдено. 5 января 1939 года Эрхарт и Нунан были объявлены мертвыми.
В течение долгого времени наиболее вероятным объяснением того, что могло случиться, что у самолета закончилось топливо, и летчики разбились, а затем погибли в море.
Совсем недавно появилась другая теория. Утверждается, что летчики приземлились на необитаемом острове Никумароро, ранее называвшемся островом Гарднер.
По данным Международной группы восстановления исторических самолетов (TIGHAR), Эрхарт и Нунан выживали на острове в течение нескольких недель. Они ловили рыбу, морских птиц и черепах и собирали дождевую воду. Эрхарт умерла где-то на юго-востоке острова. Судьба Нунана неизвестна.
Эта теория основана на исследованиях острова, в ходе которых были обнаружены инструменты, фрагменты одежды, стекло и алюминиевая панель. В мае 2012 года исследователи обнаружили баночку крема от веснушек, который, по мнению некоторых, мог принадлежать Эрхарт. Кроме того, после того, как связь оборвалась, от самолета Эрхарт и Нунана поступали сигналы бедствия.
В 1940 году офицер Британской колониальной службы обнаружил на острове скелет, а также костер, кости животных, секстант и фрагменты мужской и женской обуви. Офицер подумал, что он, возможно, обнаружил останки Эрхарт, но врач посчитал, что это мужской скелет пожилого человека, и расследования не было. Позже, почти все кости были утеряны. Недавний компьютерный анализ оставшегося материала показал, что скелет, вероятно, принадлежал белой женщине из северной Европы.
TIGHAR возглавила несколько экспедиций на остров, где были найдены некоторые вещи, которые "могли быть оставлены американской женщиной 1930-х годов". В ближайшие несколько лет планируется больше экспедиций.
#криминал #криминальное чтиво #загадка века #полет амелии эрхарт #амелия эрхарт