Найти в Дзене
Автомузей в миниатюре

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) в масштабе 1:43

Как вокруг самого автомобиля, так и вокруг его масштабных моделей ходит множество историй, версий, домыслов.
ГАЗ-14 «Чайка» стал последним представителем семейства Горьковских автомобилей высшего класса рамной конструкции. Последний изготовленный автомобиль, согласно заведённой традиции, был передан в заводской музей.
Что стало с последней выпущенной масштабной моделью - мне неизвестно, однако поздние из них были закуплены фирмой «Replicars BV» и стилизованы под «Mercury Мarquis» (не выпускавшийся в модификации «лимузин»). «Чайка» действительно немного напоминает «Mercury Мarquis» - но ровно в той же степени, в которой «Mercury Мarquis» напоминает «Mercedes»

Перейдём к масштабной модели последнего крупносерийного советского лимузина.
Она была несколько доработана предшествующими владельцами: с завода у масштабных моделей ГАЗ-14 «Чайка» не было государственных регистрационных знаков, и эмблема никак не была подчёркнута.

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

Краска, похожая по своим свойствам на оригинальную автомобильную, нанесена щедро, но равномерно.
Тут тоже с завода государственного регистрационного знака не было - эта декаль была добавлена позже.
Краска, имитирующая хромированную поверхность, не отличается особой стойкостью, и со временем просто стиралась.

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

Лучше всего сохранилась эта краска на двигателе.
В общих линиях он на самого себя получился похож. Особенно крышка воздушного фильтра обоих карбюраторов, которую сложно спутать с чем-то другим:

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

А в багажнике, как у многих других масштабных моделей советского времени, размещено запасное колесо:

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

В интерьере тот же добротный минимализм, что и в экстерьере.
Занимательно, что рулевое колесо получилось похожим не только на оригинальное для ГАЗ-14 «Чайки», но и на то, которое спустя долгие годы ставилось на последние ГАЗ-31105 «Волги»

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

Салон у «Чаек» в масштабе 1:43 был не только красного цвета, но и оранжевого.

Донышко у масштабной модели отображает основные элементы шасси оригинального автомобиля. Даже рама показана. А у модели ГАЗ-13 рама никак не отображена, к слову.

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

Колёсные колпаки на масштабных моделях были как минимум двух видов: в зависимости от степени выпуклости центральной части. В моей коллекции экземпляр с колпаками плоской конфигурации.

Колесо масштабной модели ГАЗ-14 «Чайка» (производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
Колесо масштабной модели ГАЗ-14 «Чайка» (производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

По одной из версий, масштабные модели ГАЗ-14 прекратили выпускать одновременно с прекращением производства самого автомобиля.
Как бы там ни было, более двух десятков лет доступной промышленной модели ГАЗ-14 не было (так ведь и советская модель была не слишком распространена). И вот, такая модель появилась - сначала в рамках журнальной серии «Автолегенды СССР», а потом свой вариант представил «НАШ АВТОПРОМ». С последним и сравним.

ГАЗ-14 «Чайка» ПО ГАЗ и «НАШ АВТОПРОМ» из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» ПО ГАЗ и «НАШ АВТОПРОМ» из коллекции автора

Советская машинка убедительно передаёт округло-угловатый образ автомобиля представительского класса, а современная китайская - его роскошную отделку.

ГАЗ-14 «Чайка» ПО ГАЗ и «НАШ АВТОПРОМ» из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» ПО ГАЗ и «НАШ АВТОПРОМ» из коллекции автора

Тут у каждого изготовителя тоже своя правда.

А вот с миниатюрой, также созданной в советскую эпоху, наша «Чайка» смотрится замечательно!

ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-14 «Чайка» из коллекции автора
ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-14 «Чайка» из коллекции автора

Итог

Масштабная модель ГАЗ-14 «Чайка» позиционировалась производителем как сувенир, и полностью соответствует сувениру.
Напоминает ли она настоящий автомобиль? По-моему, очень. Не спутать с другим.

ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора
ГАЗ-14 «Чайка» (масштабная модель производства ПО ГАЗ) из коллекции автора

А другой такой «Чайки» у нас не было.
Кроме игрушки:

Этот сувенир по-прежнему смотрится добротно, основательно, солидно. Как модель-копия он представляет исторический интерес.

Годы производства автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» - 1977-1988 (1989).
Годы производства масштабной модели на ПО ГАЗ - ориентировочно середина-конец восьмидесятых.
Сделано в СССР (РСФСР, город Горький)

Благодарю за внимание!

#Газ #чайка #хобби #коллекционирование #ссср #масштабные модели