Книга «Ближний круг Саддама Хусейна» - первая ласточка. Из тех, что весны не делают, но гарантированно ее предвещают. Моя старая рецензия, написанная в 2006 году.
Всем известно, что для литературы, что художественной, что документальной, с падением диктатуры все только начинается. О том же Сталине, несмотря на все «культы личности», после его смерти написано в десятки раз больше, чем при жизни. Теперь настал черед и Саддама Хусейна аль-Тикрити.
«Ближний круг Саддама Хусейна» - это воспоминания доктора медицины Ала Башира, более двадцати лет бывшего личным врачом иракского президента, художественно обработанные норвежским журналистом Ларсом Сигурдом Суннанаа. Очевидно, собственные литературные умения Ала Башир оценивал довольно скромно, несмотря на то, что и сам не чужд изящных искусств. Ала Башир является не только врачом, но и известным деятелем искусств Ирака, его картины и скульптуры неоднократно выставлялись на Среднем Востоке, Европе, США, да и российские любители живописи могут вспомнить его персональную выставку, проходившую в «Манеже».
Зря он это сделал. Сложно, конечно, судить – кто за что ответственен, но факт остается фактом – неистребимая журналистская привычка запихнуть всю имеющуюся информацию явно не пошла книге на пользу.
Начинаются воспоминания, слава богу, не с шумерской цивилизации Месопотамии, а «всего лишь» с Первой мировой войны. Авторы пытаются дать читателю краткий курс истории Ирака даже не с возникновения этого государства, а с предпосылок к его возникновению. Нельзя сказать, что это ничем не оправдано – кто там сейчас помнит те три провинции Османской империи, Мосул, Багдад и Басру, на базе которых и появилась «вотчина Саддама Хусейна»? Но тут одержимые благими намерениями соавторы попали в давно обжитую их коллегами яму – попытавшись рассказать все, не рассказали ничего. Все эти галопирующие перечисления перипетий борьбы за власть вроде отрезания пениса повешенному на фонаре регенту или расстрелов премьер-министра с товарищами в телестудии в прямом эфире набрали такую скорость, что и восхождение самого Саддама Хусейна как-то впопыхах проскочили. И читателю осталось только гадать, каким же образом нищий пацан из маленькой деревушки аль-Оуджа, ходивший в детстве по причине бедности без трусов, оказался на вершине власти в стране, где лучше родиться без ног, чем без протекции.
Все эти проблемы с «кратким курсом» впрочем, мало повлияли на успех книги. Права на публикацию книги уже куплены сразу 15 издательствами, а канал Discovery и BBC-2 давно начали работу над съемками сериала о Саддаме Хусейне, положив в основу именно книгу Ларса Сигурда Суннана и Ала Башира. По словам Джейн Трентер, руководителя отдела документалистики BBC, сериал будет называться «Дом Саддама», и это название внушает оптимизм.
Дело в том, что главное и неоспоримое достоинство мемуаров Ала Башира это вовсе не исторические обзоры и даже не описания народных бедствий во времена ирако-иранской войны или экономических санкций. Башир не баталист и не критический реалист. Его жанр – портрет. Своих героев он выписывает до самых мельчайших черт, вроде комплекса Саддама по поводу большой ноги и вредной привычки носить ботинки на два размера меньше.
Этот действительно уникальный личный опыт автора дал свои плоды - люди в книге получились совершенно замечательные. Садам, его семья и родственники, другие представители иракской элиты, с которыми судьба сводила автора, выписаны на зависть. Перед нами что угодно, но не комедия масок с раз и навсегда навязанной ролью. Люди здесь, за редким исключением - натуры сложные и не одномерные. Старший сын Саддама Удей, к примеру, набивает гараж сотнями шикарных авто и сажает друзей в казематы, чтобы они крепче его любили, но одновременно у него хватает совести и мужества отказаться возглавить подавление восстания на юге: «Я не хочу убивать шиитов».
Поэтому всю обещанную BBC-2 документалистику, интервью и реминисценции, надо бы выбросить из сериала к чертовой матери. Если следовать книге, то снимать придется семейную драму. Трагедии семьи, где неплохих в общем-то людей потихоньку пожирает неограниченная власть, пожирает вместе со страной, которой они руководят. Со всеми персонажами – от эпизодических, вроде полубезумной тетки президента Бадры, обожавшей оперироваться, которую замученные приказами хирурги едва ли не ежемесячно разрезали и сшивали – лишь бы успокоилась или зоологического антисемита дяди Каираллаха, автора книги «Те, кого Аллах не должен был создавать: персы, евреи и мухи». До самого Саддама и его детей, которые в книге предстают весьма неординарными личностями.
Благо, сюжетных и душевных коллизий в истории семьи было больше чем достаточно, иногда страсти бушевали вполне шекспировские, щедро приправленные арабской спецификой. Взять хотя бы эпизод с бегством дочерей Хусейна, выданных замуж за двух братьев, в Иорданию. Саддам предложил им вернуться, пообещав «не тронуть», те поверили и вернулись. Хусейн сдержал обещание, однако прочие родственники ничего не обещали, и, самолично вооружившись автоматами, все эти люди в немалых чинах погрузились в грузовик и поехали мстить «за позор семьи».
В последовавшей битве потери несли и те, и другие, причем первым в схватке с зятьями за честь президентской семьи пал троюродный брат Тахир Сулейман, известный в Ираке коррупционер, сколотивший немалое состояние на строительных подрядах.
События в книге заканчиваются взятием Багдада американскими и английскими войсками, поэтому продолжение семейной саги приходится читать на страницах новостей. Кое-кого из героев мы уже не досчитаемся – сыновья Саддама Удей и Кусей погибли в перестрелке с американскими солдатами в старом доме под Мосулом, причем дольше всех держался 13-летний внук диктатора Мустафа, когда-то обожавший набивать карманы автора книги конфетами. Ну а главный герой, которого сейчас судят, не далее как сегодня объявил о прекращении голодовки.
Сага еще не закончена.
Башир, А., Суннано, Л.С. Ближний круг Саддама Хусейна. СПб.: Амфора, 2006.
___________________
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Московиты. Книга первая - https://author.today/reader/42820/333819
Одна давняя и позабытая история о несчастном Слепце и трех братьях — Косом, Силаче и Красавчике. Школьные учебники сухо именуют ее "феодальной войной второй четверти XV века в Московском княжестве" и отводят ей максимум пару абзацев. На деле же этот эпизод российской истории ни в чем не уступит "Игре престолов".
Если вам понравится - я буду очень рад.